Десять лет назад начала свою работу Общественная приемная при Президенте России по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. Ее непосредственным куратором стал бизнес-омбудсмен, а руководителем – исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков.
Основанием для появления Общественной приемной послужили поручения Владимира Путина. Каждую среду, в течение многих лет, в ней ведется прием посетителей по вопросам потребительского рынка и имущественных отношений с органами государственной власти. Сегодня в планах Уполномоченного по защите предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерия Калугина – масштабировать эту работу, наладив регулярный прием представителей бизнеса в различных частях города.
О том, как функционировала Общественная приемная на протяжении этого десятилетия, с «Новостями малого бизнеса» поделился «от первого лица» Владимир Меньшиков.
Пандус – дело благое?
«На мой взгляд, пик по количеству заявителей пришелся на 2018—2019 годы. В среднем каждый месяц поступало 20-25 обращений. Затем наступила пандемия, ковид внес свои изменения в приемы посетителей – пришлось минимизировать работу, как, соответственно, происходило и в различных государственных органах. В этот период мы больше общались письменно. Но главное, пережив ковид, эффективный инструмент для предпринимателей сохранился, а работа продолжается и сегодня.
Могу сказать, что мне приходилось сталкиваться в Общественной приемной с абсолютно разными предпринимательскими историями. Более того, постоянно я был вынужден работать в качестве бизнес-психолога. А самым проблематичным оказалось, когда бизнесмены пытались закамуфлировать под обращениями, например, спор хозяйствующих субъектов, либо же пытались найти некую защиту, как я полагаю, сознавая мошенничество в своих действиях.
Один случай из этого ряда до сих пор сидит у меня в голове. Пришла на прием милая девушка. И с возмущением поведала, как взяла в аренду у города 40 квадратных метров для пандуса – благое дело, предназначен для людей с ограниченными возможностями, а чиновники расторгают договор и штрафуют ее. Думаю, как же такое может быть?
Она без тени смущения поясняет: «Да что-то пандусом никто не пользовался, мы застеклили и сделали на этом месте коммерческий объект».
Я постарался сдержаться, интересуюсь: «Как же случилось с пандусом?»
Прекрасная девушка отвечает, будучи убеждена в своей правоте: «Зато теперь есть люди, которые пользуются, а «эти» к нам вообще не ходили».
Пришлось ей, конечно же, отказать в приеме заявления. Однако, по справедливости, отмечу, что таких случаев в практике было немного. В основном предпринимательская культура уже сложилась, и люди приходят, точно понимая, зачем и что могут получить, ведь мы рассматриваем только вопросы нарушения прав предпринимателей со сотороны органов власти и окологосударственных структур. Подавляющее большинство заявителей обращаются в Общественную приемную с конкретными вопросами.
А вот духовным лидером не стал
Конечно, спустя годы можно говорить, что работа Общественной приемной грамотно выстроена. В первое время случалось, что какой-то предприниматель, например, приходил, мы знакомились, обсуждали вопрос, а он потом решал возникшую проблему как-то иначе. И получалось, что функционирование Общественной приемной и даже отчасти Уполномоченного, с точки зрения эффективности, вроде бы сводилась к минимуму. Поэтому мы сделали правильные выводы, и пришлось в дальнейшем вводить немного бюрократии в общение с посетителями.
Но все равно, так как мы живем в современном мире, где хватает стрессов, порой возникают парадоксы. Например, у меня однажды просили в Общественной приемной 15 тысяч евро на участие в выставке. Когда я обоснованно отказал, начали активно трезвонить по 10-15 раз в день, требуя эти деньги. В другой раз мне предложили стать духовным лидером. Мол, у Петра Первого был ближайший сподвижник Меншиков. А почему бы сегодня не быть Меньшиковым у Путина? Мне, конечно, такое предложение очень польстило, но пришлось отказаться. Кстати, у первого санкт-петербургского генерал-губернатора фамилия пишется без мягкого знака, инициаторов «серьезного предложения», похоже, даже такая мелочь не интересовала, не говоря о чем-то большем.
Вообще, я могу, наверное, несколько часов рассказывать интересные эпизоды из истории Общественной приемной. Гораздо важнее, что предприниматели видят смысл в том, чтобы в нее обращаться. Есть те, которые приходят повторно спустя пять-семь лет, однажды получив от нас действенную помощь. И мне кажется, если общественных приемных для предпринимателей будет больше, как по направлениям деятельности, так и по территориальному признаку – в районах, это станет возможностью вывести взаимодействие с людьми бизнеса на новый качественный уровень».
Подготовил Игорь ГРОМОВ, фото с официального сайта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге