Алексей Баландин

Был бы пессимистом, давно бы уже закрыл магазин

Об этом в интервью «Новостям малого бизнеса» рассказал франчайзи сети магазинов нижнего белья и колготок «Стильпарк» Алексей Баландин.

Он открыл магазин в ноябре 2019 года, однако пандемия не помешала построить бизнес. Как замечает наш собеседник, исключая периоды локдауна, продажи оставались в течение двух прошедших лет примерно на одном уровне.

Тем не менее, Баландин критически относится к тому, как государство ограничивает ведение бизнеса, мотивируя свои действия необходимостью противостоять коронавирусу…

– Не могу считать ограничительные меры адекватными. Например, в 2020 году локдаун был объявлен для всех, но стрит ритейл в Московской области начал работать раньше торговых центров, и тут нет логики. Для магазина до 400 кв. м изначально была запрещена примерка, а на торговых площадях большей площади ее разрешали. Специалист, который указал в требованиях использование УФ-рециркуляторов для обеззараживания воздуха вообще, по-моему, не понимал, что пишет.

Как рассчитать необходимую мощность рециркулятора для магазина, у которого одна стена представляет собой вход и фактически отсутствует? Таким магазинам предложено обеззараживать воздух во всем торговом центре? Я, кстати, наблюдал исключительно формальный подход к этому вопросу: скажем, в магазине площадью не менее 1000 кв. м использовался в единственном экземпляре бытовой рециркулятор, рассчитанный на однокомнатную квартиру.

Хотя в основном требования были вполне выполнимыми: антисептики в магазине, сотрудники в масках и перчатках, измерение их температуры тела, журналы контроля здоровья, информационные таблички для клиентов, разметка на полу для соблюдения социальной дистанции. Конечно, приходилось нести дополнительные затраты, но лучше так, чем не работать.

– С ограничениями – понятно. А с мерами поддержки?

– Во время режима самоизоляции мне дважды удалось получить субсидию в размере 1 МРОТ (12130 руб.) на решение неотложных задач, в том числе на выплату заработной платы. Еще одна мера поддержки, которой я воспользовался – кредит со ставкой 2 процента годовых. Это позитивные моменты.

С другой стороны, есть и минусы – например, отмена ЕНВД с 01 января 2021 года. Проанализировав результаты деятельности своей компании, я пришел к выводу, что при переходе на УСН налоговая нагрузка вырастет в 4-5 раз, что скажется самым неблагоприятным образом на доходности бизнеса.

Причем мотивация отмены ЕНВД у правительства выглядит примерно так: «Нам надоело, что люди дробят бизнес, уходя от налогов, а мы теперь с помощью онлайн-касс знаем, кто сколько зарабатывает». А для предпринимателя это воспринимается, как «мы знаем, кто дробит бизнес, но сделать конкретно с ними мы ничего не можем, поэтому пострадают все». Примерно так, если бы при обнаружении террористов в одном из помещений уничтожался весь многоквартирный дом.

На мой взгляд, было бы справедливо при отмене ЕНВД дать возможность компаниям на УСН сокращать налог за счет выплаченных страховых взносов вплоть до нуля – вот и стимулирование сохранения рабочих мест и официального трудоустройства сотрудников. В 2021 году правительство, запретив работать в течение 11 дней в октябре и ноябре, вообще не признало розничную торговлю пострадавшей сферой бизнеса и никаких субсидий не предоставило. То есть, в 2021 году мер поддержки для розничной торговли в принципе не стало.

У меня вообще все больше растет уверенность, что власть в состоянии бороться только с последствиями пандемии, но не с самим вирусом. Койки дополнительные разворачивают, врачам доплаты назначают – это, безусловно, хорошо. Но при этом вся риторика правительства сводится к тому, что «меры мы разрабатываем отличные, но люди сами виноваты». В моем понимании, если у людей нет возможности соблюдать выставляемые требования, или есть возможность их не соблюдать, то пора менять риторику на «если мы что-то действенное придумаем, то пандемия закончится, если же нет, то нам больше нечего предложить».

– Давайте поговорим об оптимизме. Что ждете от наступившего года?

– Был бы пессимистом, давно бы уже закрыл магазин. Рассчитываю только на то, что пандемия просто закончится: неважно, с помощью вакцин или потому, что мы, переболев, адаптируемся к вирусу.

Хотел бы услышать объективную информацию, какие ограничения собирается вводить государство, чтобы и у бизнеса появилась возможность хотя бы какого-то планирования. Пока же заявления ученых и представителей власти вызывают скорее недоумение, чем ситуацию проясняют.

Например, один из иммунологов РАН сделал публичный прогноз, что пандемия закончится, когда перестанут регистрировать большое количество случаев заболевания. Потрясающе, не правда ли? А правительственный чиновник делает выводы об ухудшении ситуации на том основании, что в части субъектов России ситуация хуже, чем в среднем по стране.

Я всегда считал, что во множестве показателей всегда будут значения меньше среднего и выше среднего. Поэтому всегда в каких-то регионах обстановка складывается хуже, чем в среднем по стране. Вот и думаешь – то ли ответственные лица говорят, лишь бы поговорить, то ли журналисты странным способом доносят их мысли до народа…

Светлана СМИРНОВА