Назад в будущее

ПОД «ГНЕТОМ» ПТИЦЫ
Трейдеры любят шутить, будто котировки не зависят от истории, а история зависит от котировок. Впрочем, правда в этой шутке есть, достаточно вспомнить, что за полгода до 11 сентября 2001 года акции NASDAQ упали до критического минимума, после которого продолжили обрушение, что спровоцировало череду неожиданных последствий.

По мнению некоторых скептиков-эмпиристов, состояние, подобное трейдерскому рынку, за последние пять лет переживает и бизнес в России, причем независимо от степени его успешности.

«Определенные сегменты первыми реагируют на надвигающуюся бурю, а их провалы провоцируют дальнейшее падение экономики, создавая, в свою очередь, еще более непредсказуемые состояния, – отмечает политолог Антон Боровицкий. – Помимо общих проблем, российский бизнес, в том числе и малый, в последние годы стал испытывать на себе влияние так называемых «черных лебедей», которые появляются все чаще («Черный лебедь» – теория влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику, сформулирована экономистом Нассимом Талебом – РЕД.).

Цитируя современного писателя Андрея Столярова, эксперт замечает, что ситуация и в мире, и в России, настолько сложна, что «предотвратить катастрофы ими порождаемые, просто невозможно именно по причине их абсолютной невероятности»:
«Кто еще пять лет назад мог спрогнозировать конфликт с Украиной, заключая договоры на поставки товаров? Кто год назад мог подумать, что налаженный после эмбарго бизнес с Турцией будет поставлен под угрозу в разгар антисанкционной риторики? Все эти события были абсолютно непредсказуемы, но именно они повлияют на развитие нашего рынка».

По словам собеседника «Новостей малого бизнеса», в условиях постоянной турбулентности, психология российского бизнесмена за последние годы начала меняться в сторону стремления к максимальному сохранению энергии на фоне общего непостоянства. Подобная внутренняя установка расшатывает фундаментальные основы предпринимательства, нацеливая его на быструю, по возможности большую прибыль и дальнейшее выжидание.

КАК ИДЕИ СТАЛИ ВЫГОДНЕЕ ТОРГОВЛИ
Более оптимистично смотрит на личность предпринимателя бизнес-тренер Сергей Борисевич.
«Происходит изменение ментальности российского бизнеса, и мне отрадно наблюдать за этим процессом, – заметил наш собеседник. – Сегодня выпускники многочисленных школ нацелены на «real business» – надотраслевую философию успеха, которая включает в себя много составляющих, в том числе, социальное предпринимательство. Раньше об этом мало кто задумывался, но сегодня на глазах рождается предприниматель нового типа. Именно эти ребята и будут делать в будущем политику нашей страны. Конечно, если их не уничтожит «real politic».

В то же время, спикер уверен, что за последние пять лет «торговать теорией» в Петербурге стало гораздо выгоднее, чем продавать товар. Теория – это курсы, семинары и тренинги, обучающие построению работающих бизнес-моделей. В качестве примера собеседник приводит известную программу «Бизнес-молодость», основатели которой занимались инновациями, но потом переключились на обучение.

Любопытно, что за последние два-три года и среди студенческой молодежи Петербурга наблюдается определенная мода на молодого стартапера.

«Теперь часто идеал карьеры не связывается с крупной корпорацией, – рассказал «Новостям малого бизнеса» директор Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Александр Кайсаров. – В отличие от нулевых годов, молодой предприниматель очень часто – инноватор. То есть он либо предлагает новый товар на рынок, либо существующий товар на новый рынок, либо то и другое вместе».

По словам Кайсарова, развитие предпринимательской инфраструктуры в городах, снижение издержек для продвижения товаров на основе использования возможностей глобальной сети, развитие инструментов финансирования, формирует более сознательный и образованный предпринимательский класс.

ЗАДАЧА – ВЫЖИТЬ
Впрочем, сами представители «real business» смотрят на последние годы с едва скрытым разочарованием.

«Даже в 2010 году я не надеялась на то, что за пять лет мы победим нелегальную торговлю или станем лидером в инновационных технологиях. Но я очень хорошо помню, какие надежды мы питали тогда, – вспоминает депутат ЗакСа Ирина Иванова, которая в бытность предпринимателем защищала интересы малого бизнеса Апраксина двора.

Несмотря на трудности, по словам Ивановой, надежды были достаточно радужные: законодательство, хоть и медленно, но менялось в лучшую сторону. А роль малого предпринимательства в экономике города и страны становилась все более заметной:
«Бизнес был готов к развитию, и можно было бы ожидать, что к 2015 году, при благоприятных условиях, мы бы существенно нарастили обороты. Однако политическая обстановка внесла свои коррективы: Крым, Украина и санкции отбросили малый бизнес далеко назад. И восстанавливаться он будет еще долго».

По словам парламентария, сегодняшнее состояние предпринимателей, их надежды и стремления сильно отличаются от предыдущих «посткризисных» лет, поскольку тогда малому бизнесу удалось сохраниться:
«В этом плане показательно выглядят цифры по выкупу арендованного имущества. Пять лет назад наблюдался всплеск выкупа, и это говорит о том, что предприниматели находились в достаточно устойчивом финансовом состоянии. Открывались новые предприятия. Сейчас ситуация противоположная».

С экономической точки зрения, по мнению Ирины Ивановой, у малого бизнеса сейчас одна единственная задача: выжить.

ПРИНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ

По наблюдению экспертов «Новостей малого бизнеса», у предпринимателей, занятых в секторе малого потребительского рынка, за минувшие пять лет внутренняя программа «расширения» поменялась на программу «сохранения». Что связано, в первую очередь, с законодательством, которое несколько раз прошлось «отбойным молотком» по ларечникам и киоскерам.
Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков заметил, что решающей точкой отсчета, дающей надежды для бизнеса, был не 2010-й, а 2011-й год.

«В последнее время по городу ходит печальный анекдот: «лучший бизнес-проект – это эмиграция», – заметил наш собеседник. – Родился он подстать колоссальному негативному эмоциональному фону бизнес-сообщества, который мы имеем сегодня. Под управлением бывшего губернатора малое предпринимательство Петербурга подвергли геноциду. Кстати, конкурентов это очень даже обрадовало. Я безуспешно пытался напомнить им классическое выражение Мартина Нимеллера, суть которого для многих прояснилась примерно к 2007 году. Однако с приходом нового градоначальника появились надежды на будущее. Могу сказать, что они частично оправдались. Но беда в том, что позитив, который привнес в жизнь бизнеса новый губернатор, был нивелирован федеральным законодательством».

Свой личный бизнес Алексей Третьяков закрыл в 2010 году и больше к нему не возвращался. По его словам, такое решение было вызвано гневом районных чиновников, с которыми предприниматели отказались «делиться».

«Наверное, сейчас самое безопасное – это «бизнес в ноутбуке», – заметил Третьяков. – Если же вы связываетесь с основными фондами, с арендой недвижимости, то безопасно сможете работать только при условии, что бизнес на грани рентабельности, и никто из серьезных игроков на эту сферу не претендует. В противном случае можете ожидать прихода рейдеров. Ну либо чиновники просто объяснят, что вас «здесь не стояло», и не стоит создавать конкуренцию уважаемым людям. Не так уж страшно финансовое давление, сколько человеческое унижение. Если вы беспринципны, аморальны, то вы выживете. Вопрос – стоит ли игра свеч?»

Впрочем, по мнению других предпринимателей, сегодняшняя «ориентация на кокон», прежде всего, обусловлена падением спроса и общим эмоциональным фоном.

«Мы открылись в прошлый кризис. Тогда, несмотря на невыплаты зарплат, было ощущение, что все впереди, а проблемы не вечны. Сейчас у меня ощущение, что мы летим в какую-то пропасть, и ее дна не видно. Снаружи мы «осажденная крепость». Внутри имеем колоссальное падение покупательского спроса. Какое расширение? Держать магазин одежды попросту нерентабельно, это было видно еще весной 2014 года. Стало очень сложно работать и, честно говоря, страшно жить», – замечает директор магазина Виктория Пластовец.

ПОДЪЕМ С ЭЛЕМЕНТАМИ БУМА
Любопытно, что несмотря на сворачивание предпринимательской деятельности в области малого потребительского рынка, однозначно прослеживаемой тенденции по всем отраслям малого предпринимательства нет, уверен Александр Кайсаров:
«Например, отрасли, на которые делается ставка в импортозамещении, переживают подъем с элементами бума. Отрасли, которые сталкиваются с проблемами финансирования оборотов, скорее борются за выживание (например, автомобильная торговля)».

То же можно сказать в отношении миграции, которую столь часто связывают с некомфортными условиями ведения бизнеса в стране.

«Перевод бизнеса «на Запад» прежде всего интересен новым игрокам рынка, которые развивают изначально глобальные продукты, – заметил Кайсаров. – Это IT-технологии, где снижаются издержки продвижения, организационные правовые затраты.

Для других участников перевод бизнеса «за рубеж» чреват новыми рисками. Поэтому, по мнению эксперта, сегодня для бизнеса скорее характерна позиция «осторожного выжидания».

Яна ПЛОТНИКОВА

Наша справка:

Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга признал журнал «Новости малого бизнеса» в 2015 году победителем конкурса «СМИ о малом бизнесе» в номинации «Лучшее печатное/электронное СМИ Санкт-Петербурга, наиболее часто и полно освещающее тематику малого бизнеса»…
Кстати, еще в 2012 году журнал «Новости малого бизнеса» стал победителем Всероссийского конкурса журналистики «Основа роста» (проводится в рамках Премии в области поддержки малого и среднего бизнеса по инициативе Фонда «Социальные проекты и программы» при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации) в номинации «Лучшее региональное издание».