Эльгиз Качаев: Я до сих пор не разучился верить в хорошее

– Эльгиз Идрисович, ваш Комитет – это в некотором роде «осколок» большого КЭРППиТа. Некогда единую структуру разделили на несколько маленьких. Как складываются у новичка отношения со старожилами, я имею в виду КУГИ, КГА, КГИОП и КЗРиЗ?

– Какого ответа Вы ждете? Я должен сказать, что нас обижают или не воспринимают всерьез? Такого нет и не будет.
С самого начала я старался выстраивать отношения с коллегами на конструктивной основе. По большому счету, мы все делаем одно большое дело: работаем на благо Санкт-Петербурга и его жителей. Да, как в любой работе есть трудности и спорные моменты. Но все решаемо, когда есть понимание куда, а главное, зачем ты движешься. Яркий пример тому – целая серия заседаний комиссии по снятию разногласий при переносе объектов из адресной программы в Схему размещения. Ежедневно, с утра и до позднего вечера специалисты нашего и других профильных Комитетов сидели и разбирали сотни адресов из каждого района города. Благодаря этой работе более 700 предпринимателей попали в Схему. И таких примеров масса, мы ежедневно работаем в тесном контакте и с КУГИ, и с КГА, с другими Комитетами. Так что, дедовщиной никто не страдает...

– Существует ли координация в вопросе развития предпринимательства и где она заканчивается? Возьмем, например, такие сферы деятельности как частные детские сады или такси. Вроде предпринимательство в чистом виде, а вид деятельности связан в одном случае с Комитетом образования, а в другом – явно с Комитетом по транспорту…

– Безусловно, такая координация есть. Допустим, в нашем подведомственном учреждении, Центре развития и поддержки предпринимательства, одна из программ, по которой предприниматели получают субсидии – это создание или развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Есть еще одна программа – субсидирование затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность дошкольников, а также присмотр и уход за детьми. Бизнес? В чистом виде. Однако никто не доверит человеку заниматься образованием детей, если он не имеет лицензии на это. А это значит, что без координации работы с Комитетом образования тут не обойтись. Та же ситуация и с транспортниками, и с другими Комитетами.
– Хорошо. Каждый понедельник вы проводите личный прием у себя в КРППР. Ежемесячно, если я ничего не путаю, личные приемы ведутся и в Санкт-Петербургском Союзе предпринимателей. Это встречи для близкого круга? Как осуществляется «доступ к телу» – по рекомендации, предварительным договоренностям или в порядке длинной живой очереди?

– Знаете, я с завидной регулярностью слышу подобные страшилки, причем рассказывают их те, кто реально ни разу не пытался записаться ко мне на прием.

Всегда говорю и повторюсь еще раз: я, мои сотрудники, специалисты Комитета максимально открыты для всех. Любой человек может совершенно спокойно записаться ко мне на прием через секретаря, предварительно изложив суть вопроса. Это необходимо для того, чтобы мы могли подготовиться и оказать помощь сразу же. На личных приемах зачастую присутствуют и мои заместители, руководители управлений, чтобы оперативно проконсультировать обратившихся.
– Чего ждут от Эльгиза Качаева и его Комитета посетители? Что в итоге получают?

– Большой заряд бодрости и позитива (смеется). Ну, а если серьезно, я никогда не подхожу к людям формально. Я сам из бизнеса и прекрасно понимаю, что на прием к председателю Комитета люди зачастую приходят, когда уже обиты все возможные пороги.
Прежде всего, мы грамотно консультируем посетителей, если вопрос не в нашей компетенции, даем рекомендации куда обратиться. Если вопрос наш, тут же берем его в работу и стараемся решить в максимально короткие сроки. Предприниматели или те, кто только собираются ими стать, имеют полное право рассчитывать на нашу помощь и поддержку. Многие приходят спустя какое-то время, рассказывают о результатах, благодарят. Каждый вопрос мы держим на контроле, пока он не будет решен.

– Готов ли нынешний руководитель КРППР к тому, чтобы снова вернуться в бизнес, или чиновничий хлеб все же слаще? Считает ли, что с появлением Комитета заниматься предпринимательством в Санкт-Петербурге стало проще?

– Я пришел на эту должность из бизнеса. И это во многом помогает сегодня не стать человеком-футляром. Прекрасно понимаю, чем живет и в чем испытывает потребность бизнес. Именно это я стараюсь решать, как чиновник.
Заранее оговорюсь: то, что я скажу сейчас, будет сказано не потому, что так принято. Искренне считаю, что губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко с большим вниманием относится к предпринимательскому сообществу. Власть сегодня действительно повернулась лицом к бизнесу. Посмотрите, сколько существует различных программ, какие решения принимаются. Вспомните это пресловутое Постановление №1045. Сколько споров, сколько разговоров было вокруг него!
Давайте откровенно, никто не мог заставить власть принять решение перенести всю адресную программу в Схему размещения. Это было волевое решение губернатора, который ориентировался на пожелания бизнес-сообщества.

– И все же вы не ответили на мой вопрос. Вернется ли Эльгиз Качаев в бизнес?

– Знаете такое выражение: «Никогда не говори никогда». Я не могу зарекаться на всю оставшуюся жизнь. Главное, чтобы в данный конкретный момент времени, на данном месте я мог сделать что-то стоящее, решить какие-то реальные вопросы, помочь предпринимательскому сообществу на уровне законодательных инициатив. Если жизнь повернется так, что я снова вернусь в бизнес, что ж, значит, вернусь с багажом новых знаний и хорошего опыта.

– Уж коли мы заговорили о губернаторе... Георгий Полтавченко сообщил недавно депутатам ЗакСа, что за три последних года в Петербурге заметно изменилась структура малого предпринимательства. Выросли доли обрабатывающих производств, строительства и услуг, а доля торговли, наоборот, сократилась. О чем вам говорят эти цифры?

– Прежде всего о том, что в Санкт-Петербурге активно развивается инновационно-индустриальная сфера бизнеса. У нас промышленный город, а на подрядах у крупных производств зачастую предприятия малого и среднего бизнеса. Ведь именно они более гибко и быстро ориентируются на спрос.

– Вы недавно вернулись из Симферополя, куда ездили «на разведку». Как впечатления? Зачем предпринимателям Северной столицы Симферополь, где малый бизнес развит не в пример нашему городу?
– Не соглашусь. Сегодня этот чудесный южный город лично мне по той ситуации, которая у них сложилась в предпринимательской сфере, отдаленно напомнил Санкт-Петербург десятилетней давности.
Не хватает отработанных механизмов для того чтобы Симферополь стал развиваться. Например, у них замечательные вина, сделанные не из порошка и не путем каких-то химических переработок. Сохранены все технологии производства. И будет здорово, если качественная продукция попадет на прилавки наших магазинов.
В Симферополе не развита инфраструктура: нет хороших гостиниц, но зато этот щедрый край богат экологически чистыми продуктами. Разве нашему бизнесу это не интересно? Мы можем развивать там туризм, сервис, налаживать торговые связи – возможностей масса.

– Вернемся в наш родной Петербург. В городе сегодня существуют Общественный совет при губернаторе, Общественная приемная при СУ Следственного Комитета РФ, Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», Общественный совет при КРППР – не толкаются ли они локтями? Или «пусть растут все цветы»?

– А разве цветы это плохо? (смеется). Наоборот, чем больше каналов связи и возможностей решения тех или иных вопросов, тем лучше. Представляете, если бы был всего один общественный орган, аккумулирующий все вопросы? Надо, чтобы у предпринимателей был выбор, и это хорошо, что людям есть куда обратиться.

– Давайте поговорим об общественниках. Каким образом используется Дом предпринимателей, и почему его не считают «своим» общественные объединения предпринимателей?

– Дом предпринимателей имеет всю необходимую инфраструктуру, и расчет был на то, чтобы создать максимально комфортную среду для людей. Но, как говорится: «на вкус и цвет…» Кому-то больше нравится приходить к нам в Комитет, пожалуйста. Если есть какие-то замечания или предложения по работе Дома предпринимателей, мы с удовольствием пойдем навстречу, нам необходимо понимать, в чем именно есть недоработки, которые надо исправить.

– К чему следует в ближайшее время готовиться петербургскому малому бизнесу? Каких нововведений ожидать от власти? Будут ли вкусные подарки «под елкой» при встрече нового предпринимательского года?

– Знали бы вы, как я не люблю сюрпризов и неожиданных подарков… Мне больше по духу стабильные и понятные правила игры, чтобы предприниматели могли спокойно вкладывать свои деньги в бизнес, просчитывая дальнейшие шаги. Не буду рассказывать всякие фантастические истории, давайте поговорим о реальных делах и планах.
Мы надеемся, что совсем скоро сможем документально закрепить последние изменения в Постановлении №1045, я имею в виду перенос объектов из адресной программы в Схему, чтобы предприниматели могли уже заключать договора и работать. В ближайшей перспективе по всем Программам поддержки малого и среднего бизнеса начнется субсидирование. Это значит, что предприниматели могут подавать заявки.
К чему готовиться малому бизнесу? Много и продуктивно работать, чтобы быть конкурентоспособными, востребованными, успешными. Мы, со своей стороны, сделаем все, чтобы бизнес-сообществу было комфортно работать. Это немаловажно, 30% городского бюджета сегодня формируется благодаря малому и среднему бизнесу.
В преддверие праздника хочу пожелать всем предпринимателям быть активнее, настойчивее. Власть может сколько угодно стараться решить проблемы бизнеса, но если он сам по себе пассивен, результата не будет. А вообще, я оптимист. До сих пор не разучился верить в хорошее. Когда веришь, все получается. И я верю, что у малого предпринимательства в Санкт-Петербурге огромные перспективы. С праздником!

Беседовала Татьяна Петрова