«90 процентов людей, с которыми нам пришлось столкнуться, были попросту некомпетентны»

Один из первых шагов в создании малого бизнеса – аренда помещения – для многих оказывается последним. О бесконечных разговорах с арендодателями, посредниками и юристами рассказывает частный предприниматель Андрей Воронов.
Студия красоты
— Когда мы решили открыть свой магазин, первым делом стали искать помещение, которое отвечало бы нашим запросам. Как оказалось, найти подходящее помещение практически невозможно, так как в центре города стоимость аренды нереально дорогая. За 35 тысяч рублей нам предложили угол площадью 15 квадратных метров с высотой потолков около 2 метров в каком-то зловонном подвале, где не было санузла.
Через неделю на одной из сетевых досок объявлений выскочило объявление о сдаче в аренду весьма симпатичного подвала. Помещение было недавно отремонтировано, имело мраморные полы и выглядело, как какая-то опустевшая студия красоты. Хозяин хотел 45 тысяч в месяц за общую площадь в 52 квадратных метра. Мы посовещались и решили – берем.
Хозяин с ходу запросил предоплату в 10 тысяч, но я сказал, что все деньги только после заключения стандартного договора на аренду. На следующий день юрист скинул нам договор, который нас неприятно удивил. Владелец требовал, помимо стандартной оплаты первого и последнего месяцев, еще около 30 тысяч ему на депозит, а также оплаты вперед за три месяца всех коммунальных услуг и электричества. Я позвонил ему и сказал, что никаких денег на депозит, тем более в таком количестве, давать не собираюсь.

Эпистолярный роман

— Владелец взял время, чтобы посовещаться со своим юристом, все это затянулось еще на несколько дней, после чего мужик ответил, что согласен на наши условия и пришлет исправленный договор. Договора мы ждали дня три, потом мне на почту пришел тот же самый вариант, что и раньше. Я попросил быть повнимательнее, еще две недели юристы владельца присылали новые версии – одну запутаннее другой.
В конце концов моя подруга составила нормальный договор за полчаса, они читали его еще несколько дней, и в конце концов договорились, что подпишем на следующий день, в пятницу. Но на следующий день телефон владельца не отвечал. Дозвониться удалось только в понедельник, владелец проблеял мне в трубку: «Извините, Андрей, я тут уезжал в Москву на несколько дней, и пока был там, мои юристы сдали помещение другим. Вот я говорил вам – дайте 10 тысяч, и все было бы нормально».

Ювелирная мафия

— Еще недели полторы мы усиленно искали помещение, пока я не забрел совершенно случайно в некий секонд-хенд и узнал, что этот магазин собирается съезжать. Взяв у меланхоличных продавщиц телефон хозяина, я дозвонился ему, он, в свою очередь, дал мне координаты якобы владелицы помещения. Я связался с ней и услышал, что она агент, а настоящий владелец – пожилой мужчина, который общается с арендаторами только через агента.
Агент с ходу заявила мне, что за ее «услуги» мы должны будем заплатить ей на руки 25 тысяч рублей. Поскольку помещение нам уже позарез было нужно, я сдержал свою оправданную ярость и сказал, что раз уж она хочет такие деньги за свою «работу», пусть составит в самые короткие сроки вменяемый договор, и мы въедем в помещение. Как оказалось, эта дура вообще ничего не могла, потому что мы три недели не могли добиться от нее ничего внятного. Она то не брала трубку, то скидывала, то злилась, что ее дергают каждые несколько дней.
Через три недели агент все-таки подошла к телефону, взяла трубку и сообщила, что хозяин-де не хочет сдавать нам помещение, так как боится «ювелирной мафии». Какой ювелирной мафии? Мы занимаемся природным камнем! Гранит, мрамор, песчаник!
Я попросил у нее телефон этого пожилого мужчины, который всего боится. Но, как оказалось, настоящим владельцем был не пожилой мужчина, а его сын, бизнесмен. И я вам скажу больше – помещение ему не принадлежит, он снимает его у КУГИ, сдает в субаренду втрое дороже.

Внизу и наверху

— Подытоживая все, скажу, что пока мы все оформляли и устраивали, огромное количество денег пришлось отдать каким-то паразитам и прихлебателям, которые получают деньги только за то, что обойти их невозможно, и при этом не могут выполнить даже тот минимум работы, который от них требуется. Яркий пример – агент, совершенно никчемная и глупая тетка, ничего не умеющая, пристроенная в свое агентство, скорее всего, по знакомству и не владеющая даже элементарными офисными программами. И считающая, что мрамор – драгоценный камень.
90 процентов людей, с которыми нам пришлось столкнуться, были попросту некомпетентны и при этом очень вальяжны. Когда я представил, что такие сидят где-то наверху, то поежился.

Александр Яцуренко,
«ПРОФЕССИЯ» № 64 (1346) 08.06.2011

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Малый бизнес, по большей части, размещается в арендованных помещениях, взятых либо на условиях субаренды, либо напрямую у КУГИ. По данным за 2010 год, договор аренды с КУГИ был подписан у 15 тысяч предпринимателей. Из них лишь 1 000 подали заявки на выкуп, остальные намеревались продлить договора аренды. Всего за время действия ФЗ № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в Петербурге было заключено порядка 1360 договоров выкупа. По словам Динары Усеиновой, заместителя гендиректора ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», большая часть выкупов (1205 из 1360) состоялась благодаря поправкам в городской Закон о предоставлении имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства" и в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Они предусматривают увеличение срока рассрочки выкупа арендуемых помещений с 2 до 3 лет.