Александр Ольховский: Поддержка малого бизнеса – это прагматически правильная вещь…

– Наоборот, помогают. Надеюсь, что членство в КПРФ – не единственное мое достоинство. Безусловно, партийная принадлежность свидетельствует о том, что человек исповедует определенные взгляды на жизнь. Но работа – это ведь не партбилет, а необходимость заниматься делом. В реальной экономике есть единственный критерий оценки – выполнение и невыполнение экономических планов и связанные с этим показатели.

Вы вспомнили о комиссии по промышленности, экономике и собственности. А в ней – девять депутатов: пять – из «Единой России», два «справедливоросса» и два коммуниста. И наша партийная принадлежность никак не влияет на профессиональную деятельность…

– Тогда задам вопрос, плавно «вытекающий» из предыдущего. В советские времена все принадлежало государству. За исключением, пожалуй, колхозов. Но страна уже двадцать лет идет другим путем. А коммунист Александр Ольховский занимается вопросами малого бизнеса…

– Главное, на мой взгляд, понимать, что в любом обществе должно быть грамотное сочетание государственной и частной собственности. Сегодня в России всего около 10% основных фондов принадлежит государству. Теперь обратимся к опыту высокоразвитых стран, которые мы раньше называли капиталистическими. В США государству принадлежит порядка 30% основных фондов, в европейских державах поменьше – около 25%. Какой вывод? Россия, как обычно, шарахнулась из одной крайности в другую, пролетев точку оптимума. При всем уважении к людям бизнеса, я совершенно не понимаю, как им могут принадлежать стратегические отрасли экономики, которые отвечают за жизнедеятельность и перспективу развития всего общества в целом? Ведь еще Карл Маркс писал, что первая задача бизнеса – это получение прибыли. А прибыль получить надо сегодня, сейчас.

И любой собственник стремится максимизировать прибыль, как можно быстрее. Поэтому именно государство должно сосредоточить в своих руках добычу полезных ископаемых, создание инфраструктуры, отрасли, где требуется долгосрочное планирование и работа на перспективу. Та же промышленность, например. Я не знаю ни одного государства, где власть отказывается регулировать экономику страны. Везде бизнес заставляют играть по определенным правилам.

– В середине прошлого года состоялись парламентские слушания по вопросу аренды (выкупа) предпринимателями помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На территории Санкт-Петербурга это касается субъектов малого и среднего предпринимательства, которые занимают площади не более 500 кв.м. Еще недавно они могли рассчитывать на рассрочку платежа в течение двух лет. А 24 января 2011 года губернатор Валентина Матвиенко подписала городской закон, который увеличивает срок рассрочки оплаты до трех лет. Вы по-прежнему считаете, что верны расчеты Лиги арендаторов и «ОПОРЫ России», заказанные у независимых экспертов? Там же речь шла, что рассрочка платежа до четырех лет не только не причиняет ущерба бюджету, но даже прибыль приносит…

– Я выступаю, прежде всего, в интересах всех жителей нашего города. Надо понимать, что сегодня малый и средний бизнес дает работу примерно 1 200 000 петербуржцам. Кризисный 2009 год показал, что самый большой спад в Санкт-Петербурге пришелся на сферу машиностроения, а наиболее устойчивыми оказались телекоммуникации и малый бизнес. Именно малый бизнес сохранил свою долю в валовом региональном продукте и доказал свою жизнеспособность даже в условиях резкого сокращения кредитных ресурсов.

На мой взгляд, были вовремя предприняты необходимые меры поддержки со стороны органов исполнительной власти. Сегодня порядка 60% государственного заказа приходится на субъекты малого предпринимательства. По этой части мы – самый продвинутый регион в России, опередили Москву. Конечно у городского КУГИ были опасения, что увеличение рассрочки повлечет за собой уменьшение поступлений в бюджет, спровоцировав дефицит по налоговым сборам и сокращение необходимых затрат на социальную сферу. Но расчеты опровергли такую точку зрения.

Рассрочка платежа до четырех лет и уменьшение разовой выплаты делает выкуп помещений у города более интересным для предпринимателя. Суммарно бюджет получает больше доходов. Это как на розничном рынке – можно весь день продавать большой арбуз с накруткой в 200% или реализовать десять полосатых ягод с меньшей наценкой, выручив гораздо больше. Работать с оборота – гораздо эффективнее. И поддержка малого бизнеса – это прагматически правильная вещь, а не политический лозунг. И мы смогли это доказать губернатору. И хотя рассрочка увеличена только до трех лет, я думаю, что работа в этом направлении будет продолжена.

– Помнится, еще одним камнем преткновения был разовый платеж. В условиях кризиса сумма казалась многим предпринимателям непомерно высокой. Так ли это?

– Вы не забудьте еще и о том, что при выкупе следовало помимо стоимости помещения заплатить НДС. Ни много, ни мало – 18% от всей суммы. В результате оборотный капитал «съедался», и вставал вопрос уже не развития бизнеса, а его сохранения. Нам удалось выйти с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы исключить из федерального закона взимания НДС при приватизации имущества. Кроме того, из закона было изъято «размытое» определение, кому позволяется приватизация. Теперь четко прописано, что на момент приобретения у государства объекта недвижимости бизнесмен не должен иметь долгов по аренде. Как мне кажется, мы сняли коррупциогенность законодательства.

В отношении тех предпринимателей, которые уже успели совершить первые выплаты с учетом НДС, мы будем дорабатывать закон. Чтобы государство вернуло им часть денег назад.

– И еще один вопрос. Он касается нежилых помещений, которые вообще не подлежат выкупу. Например, помещения, расположенные на автомобильных магистралях, их перечень определяется правительством Санкт-Петербурга. Предприниматели негодуют – являясь добросовестными арендаторами, они не могут выкупить здание. Как с этим?

– Моя позиция крайне проста. Необходимо составить четкий список – какие именно объекты нужны городу для того чтобы сдавать их в аренду под социально ориентированные виды бизнеса. Например, аптеки или булочные. Составить именно такой список с указанием адресов, а не каким-то перечнем магистралей. Тем самым мы отрегулируем социальную направленность бизнеса, и откажемся от проведения политики запретов.

И вообще, чем меньше мы будем размахивать лозунгами и больше обращаться к математике, тем лучше сможем поддержать город и горожан…

Александра ТЕРЕХОВА, фото с сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга