Виталий Архангельский

Идея авиационного бизнеса лежит на поверхности

Об этом в интервью «Новостям малого бизнеса» рассказал основатель и генеральный директор компании-авиаброкера Jet.Paris — AVIAV TM (Cofrance SARL) Виталий Архангельский.

Рынок – больше, частных – единицы

– Виталий Дмитриевич, частная авиация, насколько она распространена в России?

– Как ни грустно констатировать этот факт, но частная авиация в России до сих пор остается в зачаточном состоянии, хотя само частное предпринимательство было легализовано в стране уже более 30 лет назад.

Казалось бы, СССР был авиационной страной, производящей самолеты. Кроме того, размеры и удаленность населенных пунктов в России должны способствовать распространению частной авиации, но этого так и не произошло из-за сильного расслоения доходов населения.

До недавних пор перелеты на частных самолетах могли себе позволить лишь богатые люди. Хотя, например, в Польше частной авиацией давно пользуются бизнесмены средней руки. К сожалению, не стоит забывать, что и по сей день в России существует множество бюрократических барьеров, которые мешают полноценному развитию бизнес-авиации. Но это известная проблема, надеюсь, решаемая.

Насколько мне известно, в России сотни фирм позиционируют себя как представители деловой авиации. А фактически такую деятельность осуществляют всего лишь шесть компаний. При этом четыре из них работают в Москве, одна – в Санкт- Петербурге и еще одна в Новосибирске.

Считается, что авиарынок столицы России больше, чем во многих европейских стран. Только в основном такие компании обслуживают определенную прослойку населения – государственных чиновников и руководителей банков. Если брать частную авиацию шире, чем только услуги бизнес-джетами, то конечно, в регионах есть несколько перевозчиков с лицензиями, которые владеют вертолетами и оказывают услуги местного масштаба – перевозку охотников, горнолыжников. Например, на Камчатке и Сахалине.

Дойная корова?

– Есть ли отличие в работе частных авиаперевозчиков в России и за рубежом?

– Это напрямую вытекает из различия в предпочтениях российских и зарубежных клиентов. Первые предпочитают люксовые и большие бизнес-джеты, причем скорее из соображений престижности.

А вот вторые, которые зачастую оказываются влиятельнее и богаче первых, более практичны и выбирают воздушное судно исходя из принципов необходимой достаточности. Их не смутит, если придется лететь из Ниццы в Куршавель на четырехместном самолете вместе со своими лыжами в салоне. Поэтому можно сказать, что плюсом в работе российских авиаперевозчиков является щедрые пассажиры.

Еще одно заметное отличие заключается в том, что в России пока не очень развито совместное владение воздушными судами. Так, например, за границей несколько потенциальных пользователей приобретают один бизнес-джет и пользуются им в определенное время, в зависимости от внесенного вклада, или сдают его в аренду брокерам – получая пассивный доход.

С организационной точки зрения, за рубежом все несколько проще, меньше бюрократии, кроме того, аэропорты и различные государственные службы не рассматривают частную авиацию как дойную корову.

Такой пример – в разгар пандемии многие российские региональные аэропорты закрыли пограничные пункты контроля. Мы эвакуировали семью из Барселоны в Саратов, и чтобы пройти таможенные и пограничные формальности, была необходима промежуточная остановка в одном из московских аэропортов, за обслуживаниев котором с нас попросили несколько тысяч долларов. Поэтому российским частным авиаперевозчикам есть к чему стремиться, чтобы улучшить свой сервис и качество предоставленных услуг.

Клиентом может стать обычный бизнесмен

– Почему вы решили заняться этим видом бизнеса? Кто ваши клиенты?

– Сама идея авиационного бизнеса лежала на поверхности. Я сам часто пользовался услугами бизнес-авиации и сталкивался с различными проблемами во время перелетов иностранными компаниями. Например, возникал ряд неприятных казусов, связанных как с языковым барьером, так и с финансовыми вопросами. А потому даже из соображений собственного удобства стоило создать сервис для русскоязычных клиентов, где их будут не только понимать, но и учитывать потребности и особенности, так сказать, русской души. Например, некоторые наши соотечественники до сих пор отдают предпочтение кэшу, вместо безналичного расчета, за что в Европе можно столкнуться со штрафами.

Кроме того, бизнес в сфере деловой авиации имеет большие перспективы на развитие в будущем. Особенно с учетом возникших ограничений на перелеты во время пандемии. Именно в этот период увеличился поток клиентов, которые ранее отдавали предпочтение рейсовым самолетам, а теперь были вынуждены воспользоваться нашими услугами. Что интересно, многие из них даже не знали, что стоимость перелета частным самолетом почти не отличается от стоимости бизнес-класса. В результате мы приобрели большое число постоянных клиентов, которые теперь даже и не думают о рейсовых перелетах.

Как вы уже поняли, любой человек, который может оплатить бизнес-класс, сможет стать и нашим клиентом. А это далеко не миллионеры или олигархи. Обычный бизнесмен или его семья, которые решили полететь отдыхать на курорты, например, Европы, или группа сотрудников, направляющихся в командировку. Это доступно и чрезвычайно комфортно.

– Пандемия, какое она оказала влияние на характер и частоту перелетов?

– В самом начале пандемии, когда начали закрываться границы, количество заказов одномоментно упало. Но буквально через несколько дней появился спрос на эвакуационные рейсы. Традиционные авиакомпании были вынуждены запарковать большую часть своего флота. Доставлять граждан на родину пришлось нам. Это касается не только граждан России, но и многих других стран.

Большой самолет, каким в основном располагают традиционные перевозчики, для эвакуации одной-двух семей из Аргентины в Ростов или из Исламабада в Бишкек отправлять невыгодно. С нами оказалось проще и дешевле. За время пандемии также улучшились показатели нашего грузового подразделения, в основном за счет медицинских принадлежностей и товаров электронной торговли.

Лимузин в воздухе

– Виталий Дмитриевич, если подвести итоги прошлого года, то насколько он был успешным? Уменьшилось или выросло число клиентов?

– Для всей авиационной отрасли он был годом надежд, которые, к сожалению, не во всем оправдались. Тем не менее, у нашей компании рост был. Появился новый класс клиентов – теперь нашими услугами пользуются не только богатые люди или звезды шоу-бизнеса, но и люди, достаток которых можно отнести к среднему – врачи, журналисты, профессиональные спортсмены и другие. Для них оказалось очень удобным, что за считанные часы и без лишних пересадок можно добраться до ближайшего места назначения. Ведь наши самолеты могут выполнять операции даже на маленьких аэродромах.

Мы восполнили пробел на международных и трансокеанских маршрутах, которые традиционные компании отказались обслуживать из-за резкого падения спроса. Кроме того, руководители крупных компаний стали летать реже, так как у них в привычку вошли онлайн встречи и переговоры. Поэтому даже сделки по покупке/аренде самолетов в 25% случаев проходили в режиме онлайн – без присутствия представителя заказчика, то есть продажа воздушного судна осуществлялась как продажа самого обычного товара в интернет-магазине.

Хочется отметить, что в прошлом году мы пополнили наш флот новыми самолетами – HondaJet. Это настоящий летающий лимузин, обеспечивающий максимум комфорта и скорости передвижения, как и более крупный бизнес-джет, но гораздо более привлекательный по цене.

– Во сколько обойдется клиенту из России перелет на самолете повышенной комфортности в Дубай, Таиланд или на Мальдивы?

– Это зависит от размера, типа самолета и требований клиента к перелету. Обычно один полетный час стоит порядка €5000. То есть 6-часовой перелет в Дубай вам обойдётся в €30000. А если вы разобьете эту сумму на количество пассажиров, то стоимость перелета может оказаться вполне демократичной.

– В России растет спрос на внутренний туризм, а есть ли спрос на внутренние перелеты?

– Да, к нам обращаются с просьбой доставить клиента, например, из Москвы в Сочи или из Санкт-Петербурга в Москву. Но все же больше всего заказов на международные рейсы.

Первым делом – самолеты…

– Есть ли планы по расширению бизнеса в России?

– Мы – французская компания с российскими корнями, поэтому естественно нас интересует авиарынок в России и, по возможности, стараемся расширить здесь свое присутствие.

Скажу честно, что это не совсем просто, но реально при росте платежеспособности населения. Кстати, для внутренних перелетов мы планируем поставить несколько самолетов непосредственно в российских аэропортах, как на местах базирования.

– Совет предпринимателям, которые хотят открыть бизнес частных перелетов. С чего начать – со стартового капитала, с поиска инвестора или с поиска надежных поставщиков авиатехники?

– Прежде всего, необходимо изучить рынок и определить своего целевого клиента. Россия – очень большая страна, но, к сожалению, многие населенные пункты до сих пор не имеют воздушного сообщения, а то и вообще какого-либо сообщения. В этом плане начинающему предпринимателю хорошо бы позаимствовать опыт Бразилии, где частная авиация давно стала неотъемлемой частью экономики. Так, например, в этой стране меньше 200 крупных аэропортов и более 2000 небольших аэродромов, именно последние обслуживает исключительно частная авиация, так как большим авиакомпаниям такие маршруты просто невыгодны.

В России же неоправданно широко используются вертолеты. Можно сказать, по инерции, еще со времен СССР осталась эта привычка осуществлять перелеты в труднодоступную местность на вертолете. Хотя было бы в разы дешевле создавать небольшие аэродромы, каких в США, например, тысячи, и обслуживать там небольшие самолеты. Но такие процессы, как правило, идут параллельно – растет парк воздушных судов, соответственно, растет и число посадочных площадок.

– Ваши планы – что ждете от 2022 года?

– Как и все люди в мире – восстановления экономики, оживления туризма и, конечно, новых клиентов. Мы также намерены продолжить расширение флота и географического охвата маршрутов – от Лиссабона до Петропавловска-Камчатского.

Как я уже сказал ранее, с расширением флота воздушных судов премиум-класса намерены поставить часть самолетов в аэропортах России для осуществления не только международных, но и внутренних (так называемых, «каботажных») перелётов. Это должно удешевить стоимость полета для российских клиентов. Поэтому мы возлагаем большую надежду на 2022 год по расширению присутствия нашей компании не только в Европе, но и в России.

Светлана СМИРНОВА