Кирилл Соловейчик

Смольный задумался о киосках

Председатель КППИТ Кирилл Соловейчик возвращает мелкорозничный рынок государству, а городу – столичный облик…

Не земля, а бизнес

В конце октября чиновник презентовал новый взгляд на НТО депутатам городского парламента, а на днях уже публично рассказал, что ожидает нестационарную торговлю в интервью «Business FM Петербург».

Впервые реформу мелкорозничной торговли в Северной столице попытались провести еще четыре года назад. Тогда КИО и вице-губернатор Михаил Мокрецов взялись перенять московский опыт. Предпринимательское сообщество встретило задумку негативно, однако если раньше реформа выглядела как передел рынка, сейчас основная идея, высказанная Соловейчиком, представляется революционно – в условиях пандемии, когда малому бизнесу приходится нелегко, чиновники должны стать не преградой для предпринимательства, а неким помощником, который выполняет всю работу не только по сбору согласований, но и по подключению объекта НТО к инженерным сетям. И даже хлопоты по изготовлению нового оборудования город берет на себя.

Вспомним, что в Москве в 2014 году среднестатистический киоск обходился «под ключ» примерно в 1,3 млн рублей. Хотя корреспонденту «Новостей малого бизнеса» с ходу не удалось найти в Санкт-Петербурге масштабного производства оборудования для уличной торговли, а существующие производители пытались наводить по телефону страх по поводу резкого роста цен на материалы, скорее всего у города, судя по словам Кирилла Соловейчика, существуют ресурсы, чтобы реализовать программу замены существующих НТО новыми и более современными.

Учитывая, что оборудование у предпринимателей, которые сейчас присутствуют на рынке, есть и многие из них стараются поддерживать внешнюю эстетику киосков собственными силами, в нынешней экономической ситуации, бесспорно, осуществить глобальную программу по замене объектов нестационарной торговли в состоянии только бюджет Санкт-Петербурга.

Начать с «газетной шавермы»

Нетрудно подсчитать, что если чиновникам, несмотря на попытки производителей оборудования взвинтить цены на свою продукцию, удастся снизить стоимость киоска восьмилетней давности (в этом случае московские и петербургские показатели примерно одинаковы – прим. ред.) на треть – до 1,0 млн рублей, а в Схеме размещения НТО значится 9 тысяч адресов, то на революционное переоборудование понадобится около 9,0 млрд рублей.

Скорее всего, в этом случае финансовый резерв может быть создан за счет крупных сырьевых компаний федерального уровня, постепенно перебирающихся в Северную столицу. При этом и Схема размещения претерпит изменения, так как в планах КППИТ – расширить количество объектов НТО.

На всякий случай вспомним, что в Москве реформа по замене «частных» киосков на «государственные» привела к тому, что около 25% уличных точек не удалось сдать предпринимателям в аренду. Со слов представителей столичного бизнеса, предлагаемая локация, выбор вида деятельности и конфигурация оборудования часто не отвечали запросам рынка. В этом случае подход, предлагаемый сегодня Кириллом Соловейчиком, выглядит достаточно продуманным – запустить пилотный проект, а по его результатам откорректировать недочеты и проверить экономические показатели.

Пилотный проект Смольный планирует реализовать на базе киосков для продажи прессы, которые за последние годы стали, пожалуй, самой скандальной составляющей мелкорозничной торговли. Земельные участки для размещения таких НТО предоставлялись целевым назначением – для реализации периодической печатной продукции. При этом торгуют в них цветами, продуктами, сувенирами, электроникой, табаком и даже шавермой.

На сентябрь 2021 года было заключено около 710 договоров, предполагающих размещение газетных киосков, что по данным Комитета по печати и взаимодействию со СМИ соответствует нормативу минимальной обеспеченности населения, еще 50 торговых точек было в текущем году демонтировано ККИ из-за постоянных нарушений договорных обязательств со стороны «торговцев газетами». И мысль председателя КППИТ о том, что реформу по организации городской ларечной сети следует начинать именно в этой части Схемы размещения, выглядит разумной возможностью убить разом двух зайцев.

НАША СПРАВКА

Кирилл Соловейчик – чиновник из бизнеса. В начале нулевых, будучи совсем юным предпринимателем, возглавил фирму «Соловушка». В 2003 году перешел из Института геологии РАН на должность заместителя директора ОАО «Ленполиграфмаш», спустя три года стал руководителем этого предприятия. С 2010 по 2012 – временно сменил деятельность, работал зампредом Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, курируя малый бизнес, откуда вернулся в ОАО «Ленполиграфмаш». За это время производственные корпуса были полностью переформатированы под цели развития предпринимательства с учетом всех современных тенденций, в том числе IT-технологий, а заводские мощности перенесены в Приморский район. В феврале 2020 года назначен председателем КППИТ. Свои доли в холдинге продал матери, доля в управляющей компании передана в доверительное управление ТПП СПб.

Игорь ГРОМОВ