Юлия Абраменко

Кухня с индивидуальным подходом: кого сегодня ждет питерский общепит

Большинство рестораторов заявляет о серьезном дефиците кадров – подробности в беседе с директором по персоналу компании «Теремок» Юлией Абраменко.

Отъезд иногородних сотрудников, демографическая яма и смещение приоритетов с карьеры на семью у части населения привели к тому, что количество вакансий ресторанной сфере существенно превышает число заявок на трудоустройство. Юлия Абраменко рассказала «Новостям малого бизнеса» о том, какие сотрудники сейчас востребованы в общепите и о том, кто и как может сделать здесь карьеру.

По словам нашей собеседницы, в период особо жестких ограничений рестораторам пришлось оперативно пересматривать процессы, осваивать доставку и интенсивную работу «на вынос». Но даже несмотря на предпринятые меры около 30% заведений не смогли пережить кризис и закрылись. 45% из опрошенных владельцев и топ-менеджеров точек петербургского общепита сообщили, что им пришлось уволить не менее 10% персонала, четверть ресторанов расстались с половиной сотрудников. Крупным игрокам рынка пришлось тоже непросто, но внутренние резервы оставили им больше пространства для маневра.

Задача – сохранить кадры

Юлия Абраменко отмечает, что даже в самое сложное время пандемии в общепите как могли старались сохранить специалистов – персонал с закрытых фуд-кортов переводили в другие рестораны с сохранением ставки по зарплате. Рабочие часы распределяли между всеми сотрудниками, чтобы никто не остался без средств к существованию.

«Многие пошли даже на то, что подняли зарплату примерно на 15%. Сейчас при полной занятости повар получает от 40 тыс. рублей, другие компании указывают в вакансиях уровень дохода от 20 тыс. рублей», – комментирует Абраменко. И все же одним из уроков пандемии стал дефицит кадров – сегодня практически всем кафе и ресторанам не хватает линейного персонала, за который между рестораторами идет настоящее сражение.

По словам эксперта, в ход идут все возможные методы. Например, работодатели смещают фокус внимания на те категории соискателей, с которыми раньше не работали. Активно появляются вакансии для несовершеннолетних и студентов, молодых мам и людей в возрасте.

Залог успеха – индивидуальный подход

«Ведущий тренд, который прослеживается в ресторанной сфере – индивидуальный подход к кандидатам. На каждую третью вакансию готовы принимать людей без опыта работы и вкладывать большие ресурсы в их обучение и развитие. Многие компании выстраивают графики работы так, чтобы сотрудник мог уделять работе столько времени, сколько он может и хочет. Популярны и дополнительные меры привлечения и поощрения: компенсация расходов на жилье и услуги ЖКХ, оплата проезда, корпоративное страхование здоровья и денежные премии», – говорит Юлия Абраменко.

В целом, по ее мнению, сложилась удивительная для рынка труда ситуация: не работодатель выбирает потенциальных сотрудников, а наоборот человек выбирает сегодня, где ему лучше работать.

«Для многих соискателей на первый план вышла потребность в балансе между работой и личной жизнью, их девиз – «лучше заработаю меньше, но буду трудиться в комфортном для себя режиме». И здесь выигрывают те представители малого и среднего бизнеса, которые откликаются на этот запрос гибкими графиками и возможностью подобрать место работы близко к дому. Это удобно для людей, которые не могут или не хотят трудоустраиваться на полный день и далеко ездить. Например, мама с утра привела ребенка в садик, поработала несколько часов и вернулась к семье и домашним делам», – утверждает Юлия Абраменко.

Тем же, кто наоборот готов много работать, но взамен хотел бы получить быстрый карьерный и материальный рост, важно, чтобы в компании была развита система наставничества, а зарплата увеличивалась пропорционально отработанному времени и приобретению дополнительных навыков. По мнению Абраменко, малый бизнес здесь не может конкурировать с крупными сетями общепита.

От «работы для души» до карьерного роста

Несмотря на дефицит кадров и максимально лояльное отношение к соискателям, рестораторы предупреждают о том, что работа в этой сфере подходит не для всех. Для них идеальный сотрудник – это тот, кто получает удовольствие от общения с людьми и относится к ним с добротой. А потому тот, кто хочет работать на этом рынке, должен сделать для себя вывод – здесь нельзя долго трудиться через силу, так как это непременно скажется на качестве.

«Хорошо, когда сотрудник ресторана умеет чувствовать настроение окружающих и создавать позитивную атмосферу в коллективе. Такие специалисты всегда востребованы в сфере общепита, для них открыты большие перспективы – от работы «для души» до стремительного карьерного роста и значительного увеличения дохода», – утверждает Юлия Абраменко.

Светлана СМИРНОВА