Обмен мнениями о бизнесе – без прикрас

Чем обернулась пандемия для петербургских предпринимателей, обсудили на днях в гибридной форме – офлайн и онлайн.

Начало продолжительной дискуссии положила депутат ЗакСа Ирина Иванова вопросом: «Где и как ты живешь, малыш?»

Первым откликнулся по видеосвязи председатель Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Панов. Он тут же отрапортовал, что никогда ранее деловое сообщество не было столь дружно между собой, как в пандемию, и сообщил, что Президент России подписал поручение Правительству о создании инвестиционной привлекательности регионов страны.

«Самое важное сегодня – восстановление экономики, а для этого необходимо вернуть прошлогодние меры поддержки», – убежденно произнес Панов. По его мнению, с пандемией будем жить долго, россиянам следует смириться с этим и следовать рекомендациям Роспотребнадзора, а предпринимателям – быть внимательнее, чтобы не стать жертвами от незнания тех или иных нормативно-правовых актов.

Штормит, однако

Как считает сменившая Панова вице-президент по связям с общественностью ассоциации малых гостиниц Санкт Петербурга Тамара Буйлова, чиновники из комитета по развитию туризма уверены, что город на Неве не останется в этом году без гостей.

«Но это не так, – замечает она, – ведь следует восполнить поток иностранных туристов, которого, по всей видимости, в этом году будет не так много, а значит, необходимы нетрадиционные, нестандартные маркетинговые шаги». При загрузке туристических фирм в 35%, как сейчас, даже на себестоимость не получится выйти, считает Буйлова. И предлагает туристический кешбэк на внутренний туризм продлить до осени, разработать порядок для приезда иностранцев (прививка или отрицательный тест) и обсудить итоги туристического потока первого полугодия в конце июля.

Инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg – Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили смогла подключиться к дискуссии только со второго раза. Она отметила, что в действиях и высказываниях властей нет никакой согласованности, сплошные противоречия. По указанию Роспотребнадзора приехавшие в город группы туристов из Индии вынуждены две недели провести в обсерваторе (санаторий «Балтиец»), хотя все имеют на руках отрицательные тесты на коронавирус. Как в таких условиях собираются проводить ПМЭФ и чемпионат Европы по футболу, понять невозможно.

Шамликашвили также рассказала, что в отеле персонал не сокращался, но все мигранты, работавшие в обслуге, уехали, а набрать в линейный персонал местные кадры не получается. «Как сказал начальник управления ФНС по Санкт-Петербургу, в прошлом году поступления НДФЛ сильно выросли, благодаря бюджетникам и госслужащим, зарплаты которых растут, вот только зарплаты эти состоят из налогов, которые платит бизнес, – напомнила она, – и если мы не сможем заплатить налоги, то деньги на зарплаты взять будет неоткуда».

По информации спикера, в прошлом году часть отелей закрылась, часть поменяла собственников. «Радует, что в начале апреля открылся новый отель в доходном доме М.И. Вавельберга», – сказала Виктория Шамликашвили в заключение.

Генеральный директор Магазина путешествий Анна Твердохлебова считает, что свирепые штормы продолжают бушевать. Запрет перелетов в Турцию оставило без отпуска 533000 россиян, а турфирмам придется возвращать средства на уже оплаченные и оформленные туры. Как это делать, никто не знает. Она сообщила, что в прошлом году закрылось 50% компаний, занимавшихся выездным туризмом и 10% – внутренним.

«Предложение выросло многократно, а спроса нет, – констатирует Твердохлебова, – так как очень слабое информационное поле по России. Невозможно сформировать туристические предложения, если не знаешь, в каком регионе как обстоят дела». Ее также беспокоит, что в последнее время образ России на международных рынках ухудшился, что может повлиять на сокращение потока иностранных туристов, даже если границы откроют.

Медлительность власти мешает

Председатель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина уверена, что спрос в прошлом году не просто снизился, он рухнул, и нет никаких оснований считать, будто начнет подниматься в ближайшем будущем.

«Потребительский рынок товаров и услуг был признан пострадавшим только частично, – утверждает она. – Господдержку получили только арендаторы государственных помещений и земельных участков. Тем, кто арендовал места у бизнеса (например, в ТРК) не только не помогли, но еще и отняли у них ЕНВД, а также обязали маркировать товары, что также сопряжено с расходованием средств, которых нет».

По мнению Гришиной, владельцы более 4500 объектов НТО если и получали поддержку, то с большой задержкой. Она привела в пример166-фз, который начал действовать в Санкт-Петербурге с четырехмесячной задержкой, а установленный срок так и остался неизменным – 1 марта.

В результате, многие предприниматели не смогли продлить срок действия договора на 3 года, так как проблема решалась в судах, а их переносили, в том числе на март—апрель, и даже положительное решение суда не позволило бизнесу воспользоваться правом, предоставленным ему федеральным законом. «К сожалению, никакой ответственности за свои неправедные действия чиновники не несут», – констатировала председатель РОО «Содействие малому бизнесу» она.

Индустрия красоты и фитнес уходят в безработные

Общественный омбудсмен ассоциации предпринимателей индустрии красоты, владелец сети салонов красоты Ляля Садыкова рассказала участникам дискуссии, что на 1 апреля закрылись все салоны и парикмахерские, работавшие в торгово-развлекательных комплексах и 20%, арендующих помещения в жилых домах. Оставшиеся держатся за счет возвращения туристов из Москвы.

Поддержку в рамках программы ФОТ 2.0 получили 13% компаний. И некоторые попали на кредиты, так как сохранить персонал не смогли по элементарной причине: работодатель с 12130 руб. должен был заплатить НДФЛ, то есть сотрудник получал меньше на 13%, а безработные получали всю сумму плюс 3000 доплаты к ней. Естественно, подчеркивает Садыкова, люди предпочли регистрироваться безработными.

«Продолжающаяся пандемия и отмена ЕНВД ведут к новым потрясениям, – замечает бизнесвумен, – СИЗы приходится покупать по биржевым ценам, что значительно удорожает стоимость услуг, а отток сотрудников связан с переходом на иные системы налогообложения. Все, кто мог, ушли на патент. Многие мастера уходят в самозанятые, то есть будут оказывать услуги на дому».

«Ровно с такой же проблемой столкнулись и фитнесс-центры, – вступила в дискуссию представитель Ассоциации операторов фитнес индустрии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Наталья Борулько. – В нашей сфере помощь по ФОТ 2.0 тоже получили процентов 15-17, и тренеры уходят в самозанятые, уводя с собой клиентов».

Она сообщила, что ассоциация борется за включение фитнес-услуг в программу кешбэка и добровольного медицинского страхования, чтобы работодатель мог оплачивать сотрудникам спортивные занятия. «Обеспечить нашим компаниям приток клиентам, а предприятиям – налоговый вычет», – сказала Борулько.

Интересный сезон для одних, гибель для других

Пожалуй, единственным позитивом в этой продолжительной дискуссии стало выступление директора Теплоходного Товарищества «Петроград» Николая Предтеченского.

«Мы пережили самый интересный сезон, – заявил он, – обнажились проблемы, который игнорировались последние 10 лет». Предтеченский счел благом отсутствие иностранных туристов, так как не было большого количества посланцев Поднебесной.

«У нас хорошая посещаемость россиян, – радуется он. – Москва, Нижний Новгород, все города Золотого кольца. Наши туристы гораздо интереснее, чем китайцы, которым ничего не нужно». По его мнению, умерли те компании, которые не смогли выстроить производственные процессы. Единственное, чего боится теплоходный менеджер, это повторение прошлогодних ограничений в летний сезон.

Гораздо печальнее выглядит ситуация с общепитом. По мнению вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Кирилла Зиминова, «рынок ресторанов схлопнулся на 50%». «Мер поддержки рестораторы элементарно не заметили», – утверждает он.

А директор Союза производителей легкой промышленности Светлана Молчанова сообщила, что швейные предприятия выживают за счет пошива средств индивидуальной защиты. К тому же из-за маркировки на продукцию легкой промышленности цены вырастут на 25-45 процентов.

Обувную и меховую подотрасли вполне можно было отнести к пострадавшим, хотя этого так и не сделали. Между тем, они первыми приняли на себя удар по маркировке продукции. И в настоящее время известная с советских времен обувная фабрика «Скороход» находится в стадии банкротства. Хотя в России, по словам Молчановой, шьется только одна пара обуви на 13 человек, тогда как норматив требует 2 пары в год на каждого.

Депутат про доход

«Спрос вырастет только тогда, когда начнут расти доходы населения, – подвела черту Ирина Иванова. – А для этого нужны адресные выплаты каждому россиянину, доходы которого не позволяют ему нормально питаться, одеваться, приобретать необходимые товары, одним словом, не нуждаться».

Депутат уверена: люди понесут эти деньги в магазин, пойдет в рост производство, а за ним и занятость.

Лилиана ГЛАЗОВА