Куда сливать?

Приключения какашки в Петербурге – навстречу мундиалю

Изменение экологических норм грозит принципиально изменить привычный круговорот жидкостей в природе. В бюрократическую систему закралась законодательная коллизия, которую эксперты «Новостей малого бизнеса» окрестили бомбой замедленного действия для большого города.

В 2017 году Росприроднадзор обновил федеральный классификатор отходов. И теперь ими считается содержимое туалетных кабин, биотуалетов и химических туалетов.

Как сообщил осведомленный источник, нагрянув с проверкой в некую петербургскую компанию, представители надзорного ведомства изрекли: раз фекалии – отходы, то их нужно отвозить на полигоны, а не сливать в канализацию. Аргумент закрепили в виде письма.

Копию этого документа, признаемся, коммерсант в редакцию не предоставил. Но корреспондент заглянул в классификатор, где без особого труда заметил изменения. «Отходы очистки туалетных кабин, биотуалетов и химических туалетов» значатся там под номером 7 32 200 00 00 0.

«Есть два вида: хозбытстоки (хозяйственно-бытовые сточные воды – прим. ред.) и отходы. Сейчас как: мы откачиваем содержимое биотуалетов ассенизаторской машиной и сливаем в канализацию ГУП «Водоканал». Однако у них нет лицензии на утилизацию отходов, и мы должны вывозить очистки биотуалетов как отходы далеко в Ленинградскую область. Представляете, какие это расстояния, и что этот прецедент означает для нас? И не только для нас!» – построил нерадужное будущее наш собеседник.

Необычную тональность проблеме придает приближающийся мундиаль. Северную столицу посетят более 300 тысяч футбольных болельщиков. Однако в Смольном, похоже, взяли «тайм-аут». Правила остались те же – на время ЧМ-2018 «продукт» массовых гуляний будут сливать в канализацию.

«Мы пытались общаться с властями на эту тему. Там заверили, что опасаться нечего. Хотя у нас есть понимание, что это – бомба замедленного действия. Эту тему сейчас мало кто хочет поднимать, чтобы не прилетело по шапке или не пришли с проверкой», – сетует туалетных дел мастер.

Аналогичную информацию подтвердили «Новостям малого бизнеса» в группе компаний «Биоэкология» – одном из заметных игроков этого специфического рынка, который специализируется на производстве и поставках автономных санитарных систем. Впрочем, там особой проблемы в утилизации фекалий не увидели. Отходы способны принимать канализации во Всеволожске и Токсово, – замечает административный директор Татьяна Колодина.

«Тут работает простая логика: чем дальше от города, тем дешевле. ГУП «Водоканал» в городе берет 500 рублей за куб. м., во Всеволожске за тот же объем просят 200, – размышляет специалист «Биоэкологии». – Транспортная составляющая, конечно, есть. Но это не катастрофа – отходы будут принимать через канализационные сети. Туда, допустим, они поступают и следуют на очистные сооружения в Ольгино».

Эта норма, считает Татьяна Колодина, наоборот, внесет ясность в работу канализационных служб, у которых пока нет лицензий на утилизацию отходов. Вынуждать отвозить субстанцию на дальние позиции Ленобласти никому не выгодно.

«Власти не будут признавать фекалии за отходы, пока «Водоканал» не получит лицензию. Представьте, идет строительство крупного объекта. Сотни рабочих должны пользоваться туалетными кабинами. Куда сливать? – говорит она. – Если бы эту деятельность лицензировали и были бы отходы, то городские и областные службы должны были иметь соответствующую лицензию на утилизацию. Мы как перевозчики с ними работали бы, отвозили отходы к месту утилизации. Неважно – через канализационные сети или, что маловероятно, на полигоны».

В комитете по природопользованию (в том числе курирует работу канализационной системы в городе), отвечая «Новостям малого бизнеса», отметили, что «не наделены полномочиями осуществлять толкование положений действующего законодательства». И запросили по этому поводу инстанцию повыше – Минприроды России.

Обратилась в профильное министерство и Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, задавшись вопросом: стоит ли считать обращение с жидкими фракциями, выкачиваемых из выгребных ям, отходами. Чиновники, подумав, дали разъяснение: все зависит от агрегатного состояния субстанции и «способа ее удаления».

«К сточным водам следует относить жидкие фракции, выкачиваемые из туалетов, которые удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, – сообщается в документе из Минприроды. – Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, они должны быть отнесены к отходам».

Утилизация отходов должна проходить при наличии лицензии, подчеркивается в ответе Минприроды. Нарушителям природоохранного законодательства грозит административная ответственность. Правда, кто устанавливает агрегатное состояние биомассы – остается вопросом. Как и сам запрет на слив этой субстанции в канализацию. «Новости малого бизнеса» будут следить за разрешением этой законодательной коллизии. Кстати, согласно нововведению 47 региона, мусорные терриконы запрещено размещать ближе, чем 50 километров от Петербурга.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ