Вот он и наступил – новый год, обложив предпринимателей новыми обязательствами перед властью и бюджетом.
Незадолго до наступления зимних каникул, Минфин разъяснил многим представителям малого бизнеса о невозможности добровольно платить НДС в наступающем 2025 году. Новация касается юридических лиц и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения и зарабатывают ежемесячно меньше 5,0 млн рублей. Чем отсутствие такой возможности может грозить небольшим компаниям?
Автоматически…
В соответствии с изменениями налогового законодательства, вступившими в силу с 01 января 2025 года, если общий доход предприятия за предыдущий год не превысил 250 млн рублей, вводится «специальная» ставка НДС в размере 5%, если зафиксирован в пределах 450 млн рублей – ставка составит 7%. То есть, «упрощенка» тоже попадает под уплату НДС.
Вместе с тем, если совокупный годовой доход предпринимателя оказался ниже 60 млн рублей, он не вправе добровольно перечислять в государственную казну налог по «специальной» ставке, как определено новыми правилами.
Соответственно, компании со скромными оборотами, которые и так испытывают серьезные трудности, в том числе в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ и невозможностью привлечь кредитные ресурсы, заведомо исключены из цепочки плательщиков НДС. Иными словами, привлекательность небольшого бизнеса в глазах более крупных участников рынка стремится к нулю. Ведь согласно разъяснениям Минфина, все предприниматели с ежегодным доходом ниже 60 млн рублей, как и вновь созданные компании, получают освобождение от уплаты НДС автоматически, иного не предусмотрено.
Заметим, что первоначальная редакция законопроекта об изменении налогового законодательства, который был внесен минувшим летом в Госдуму, содержала норму о том, что любой небольшой бизнес сможет выбрать для себя наиболее удобный вариант – платить ДНС или нет. Однако в результате таких предпринимателей поставили перед другим выбором – остаться на «упрощенке» или выбрать налоговый режим с применением НДС в размере 20% (выставить контрагенту счет-фактуру с выделением соответствующего налога). Во втором случае, очевидно, что придется столько же заложить в структуру своих расходов для перечисления в бюджет.
Встроенные одной цепью?
Вроде бы, гуманный шаг, который как раз и направлен на встраивание небольшого бизнеса в общую цепочку. Однако есть существенный момент – этим налогоплательщикам запрещено принимать к вычету «входящий» НДС, который заложен в цену приобретаемых товаров или услуг. На практике, освобожденным от налога юрлицам и ИП становится невыгодно выставлять счета-фактуры. Весь, так называемый, «микробизнес», в большинстве своем семейный, автоматически отправляется на обочину экономической жизни.
Например, в обороте розничной торговли, по данным Петростата за период январь—сентябрь 2024 года (общие итоги года еще не опубликованы), на малые предприятия, микробизнес и ИП приходится 22,1%. По информации Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, около 500 тысяч петербуржцев работают в микробизнесе, немногим меньше – в малом бизнесе. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства УФНС, по состоянию на 10 декабря 2024 года в Петербурге насчитывается 211660 ИП, в которых трудятся 85708 человек.
Не без стимулов
Вместе с тем, нельзя не упомянуть, что налоговые нововведения могут позитивно сказаться на подросшем малом бизнесе, например, работающем на оборонку. Ведь предельная величина доходов, предусмотренная для работы на «упрощенке», теперь увеличена с 265,8 млн до 450 млн рублей в год. Увеличен и лимит по стоимости основных средств – с 150 млн до 200 млн рублей, что стимулирует предприятия на приобретение дополнительного оборудования без перехода на общую систему налогообложения.
Игорь ГРОМОВ