Петербургский бизнес-омбудсмен снова вышел на трибуну ЗакСа: впервые это случилось в прошлом мае, на утверждении в должности, а сейчас – премьера его отчета.
Как преследуют предпринимателей
Силовики давят бизнес – обычное дело. Периодически даже кошмарят, препятствуя созданию благоприятного делового климата. Однако, как напомнил Валерий Калугин, в 2016 году в этот вопрос вмешался Верховный суд, внеся кардинальные изменения в УК РФ и УПК РФ.
Сейчас Минюст разработал проект по внесению в действующие законодательство норм, направленных на смягчение и устранение ответственности за преступления экономической направленности. В документе, который 20 марта 2024 года принят в третьем окончательном чтении, нашли свое отражение и предложения, подготовленные аппаратом петербургского бизнес-омбудсмена.
По информации городского Уполномоченного по защите прав предпринимателей, благодаря совместной работе органов прокуратуры, СКР и МВД, а также предпринимательского сообщества, в Северной столице наблюдается улучшение ситуации: следователи и суды все чаще избирают альтернативные меры пресечения, не заключая бизнесменов под стражу. Чтобы эта работа была более эффективной, Валерием Калугиным подписаны соглашения о взаимодействии с прокуратурой Санкт-Петербурга, Северо-Западной транспортной прокуратурой, Адвокатской палатой Санкт-Петербурга. Тесное конструктивное общение выстроено с городским Следкомом и Главком МВД.
По утверждению Уполномоченного, перечисленные ведомства всегда открыты для диалога, а их должностные лица принимают активное участие в мероприятиях по обсуждению вопросов защиты прав предпринимателей в уголовном судопроизводстве. Так, например, на площадке бизнес-омбудсмена продолжает функционировать временная приемная городской прокуратуры, сам Калугин включен в состав Межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательства и Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Санкт-Петербурга.
Тем не менее в 2023 году обращения к Уполномоченному предпринимателей в уголовно-правовой сфере составили самую значительную часть(19% от их общего числа). В основном они касались необоснованного вмешательства правоохранительных органов в гражданско-правовые отношения и сомнительного проведения доследственных проверок, а соответственно и уголовного преследования петербургских бизнесменов. Причем на этапах доследственных проверок и расследования уголовных дел многократно производились необоснованные аресты имущества организаций. Предпринимателей без достаточных оснований заключали под стражу или применяли меру пресечения в виде домашнего ареста. В числе других обращений были жалобы наотказы в возбуждении уголовного дела, в допуске нотариуса в следственный изолятор, в признании бизнесменов потерпевшими.
Поэтому в 2024 году Валерий Калугин намерен продолжить взаимодействие с силовиками. По его инициативе в план работы Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Санкт-Петербурга на первое полугодие включены мероприятия по проведению проверок обоснованности учета ИЦ Главка МВД зарегистрированных преступлений, как совершенных субъектами предпринимательской деятельности. Общественный совет проверит и органы предварительного расследования по уголовным делам, возбужденным по признакам преступлений, указанных в части 1.1 статьи 108 УПК РФ, на предмет соблюдения ими требований статьи 81.1, части 1.1 статьи 108, части 4.1 статьи 164 и статьи 164.1 УПК РФ.
Уполномоченный уверен, что городская прокуратура ставит на контроль все его обращения, а сотрудники ведомства «оперативно реагируют на нарушения прав предпринимателей в уголовном судопроизводстве и принимают меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителей».
Зачем поддерживать промышленность
Ответ очевиден –Санкт-Петербург должен стать передовым технологическим центром России.
Немного статистики. За последние два года количество крупных и средних предприятий в Северной столице выросло с 700 до 850.Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах –выше уровня аналогичного периода 2022 года на 3,4%. При этом без учета субъектов малого предпринимательства в структуре таких инвестиций наибольшая доля приходится именно на промышленность – 22,8 %.
Индекс промышленного производства в 2023 году по сравнению с 2022 годом составил в Санкт-Петербурге 109,9% (в среднем по России – 103,5%) и оказался самым высоким за прошедшие 10 лет. Чтобы рассмотреть поступившие обращения предпринимателей в сфере промышленного производства и принять решения для развития конкретных предприятий, Валерий Калугин посетил завод АО «ЛОМО», АО «Электронмаш», ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал», НПО «Завод по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды», ОАО Прядильно-ниточный комбинат «Красная нить», АО «Компрессор», ОАО «Автогидроподъемник», ОАО «Императорский фарфоровый завод», ОАО «Изотерм», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», Петродворцовый часовой завод «Ракета», Завод мини-спецтехники «Митракс», АО НПО «Спецматериалы», ПАО «Судостроительная фирма «АЛМАЗ».
По мнению бизнес-омбудсмена, которое подтверждается проведенными по его заказу в 2023 году СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» аналитическим исследованием и опросом предпринимателей, к актуальным вопросам, которые сдерживают в городе развитие промышленности, относятся: снижение оборота и прибыли предприятий, а также платежеспособного спроса;сокращение объема продаж и рост различных издержек;отсутствие непрерывного образования, ориентированного на конечного заказчика; недоступность финансовых ресурсов для модернизации предприятий, трудности в получения банковской гарантии, низкий размер авансов от Гособоронзаказа; недостаточность мер государственной поддержки, сложность и длительность процедур, в том числе избыточно бюрократических, низкая востребованность получения льгот и займов; отсутствие предложений по площадкам, помещениям и другой подготовленной инфраструктуре; сложные отношения с монополистами и, наконец, сокращение инвестиций в науку и отсутствие прорывных решений для достижения технологической независимости.
Одновременно фиксируется слабая материально-техническая база предприятий, их зависимость от поставок иностранного оборудования. Так, по оценкам экспертов, покрытие внутреннего спроса отечественным станкостроением не превышает 10%. Согласно данным социологического опроса,общая степень износа основных фондов для большинства секторов обрабатывающей промышленности города превышает 50%.
Настоящий бедой для промышленности становится растущий дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Их отсутствие может послужить основной причиной, тормозящей развитие бизнеса в целом. Проведенный опрос предпринимателей показал, что недостаток подготовленного персонала ощущает 69,1% субъектов городской экономики. Градация складывается следующим образом: 60,5% микропредприятий нуждается в квалифицированных кадрах, 89,5% – малых предприятий, более 80% – крупных предприятий.
Наиболее остро потребность в профессиональных кадрах ощущается среди предприятий сферы производства – 77,8%. В этом секторе экономики 42,1% бизнеса чувствует отсутствие квалифицированных рабочих, дефицит инженерных кадров и рабочих низкой квалификации наблюдается среди 23,2–29,9% предпринимателей, а нехватка управленческих кадров становится ахиллесовой пятой для 10,3% опрошенных представителей промышленной сферы. При этом доля молодых специалистов в среднем составляет в организациях, вне зависимости от величины предприятия и численности персонала, всего 9%.
Ожидания петербургских производственников выглядят еще печальнее – 59,3% предпринимателей ожидают дальнейший дефицит квалифицированных рабочих, а 55,2% прогнозируют в будущем нехватку инженеров и специалистов высшего уровня квалификации.
Валерий Калугин, подчеркивая необходимость решения этой проблемы совместными усилиями исполнительных и законодательных органов государственной власти субъекта федерации, а также представителей системы среднего и профессионального образования с привлечением предпринимателей, высказал несколько предложений.
Первое – провести анализ потребности наиболее востребованных профессий на следующие 10 лет и обеспечение «бесшовной» подготовки кадров «школа – колледж – отраслевой вуз– предприятие». А именно:в начальных классах – проводить обязательные уроки труда, чтобы развить у детей уважительное отношение к работе; в средних классах– ввести начальное обучение на простых станках и современных 3d принтерах, а также практиковать регулярное посещение колледжей; в старших классах– организовать практики на производственных предприятиях, в вузах, колледжах, которые дадут возможность подросткам получить первую рабочую профессию.
Отдельного внимания заслуживает внедрение двухуровневой системы образования в колледжах. Она предусматривает на первом уровне (срок обучения 2 года) получение рабочей специальности с обеспечением работы на производстве уже на втором курсе. На втором уровне (срок обучения 4 года) – получение инженерной специальности – срок обучения с обеспечением прохождения практики и работы на 3-4 курсах на производстве.
Бизнес-омбудсмен предложил создать при губернаторе Совет по обеспечению экономики Санкт-Петербурга кадровыми ресурсами. В него должны войти представители исполнительных и законодательных органов государственной власти субъекта федерации, системы среднего и профессионального образования, делового сообщества.
Уполномоченный отметил, что в условиях ограниченных бюджетных средств, земельных ресурсов, недвижимости необходимо продумать «промышленный государственный план».
В этом плане необходимо определить приоритетные отрасли, направления и даже конкретные предприятия с целью создания и развития высокотехнологичного производства. По убеждению Валерия Калугина, создание ОЭЗ, технопарков, индустриальных парков – это высокоэффективное использование земельных и имущественных ресурсов. Бизнес-омбудсмен призвал не смотреть на ситуацию с пессимизмом. Он отметил, что согласно опросу, 49,5% предпринимателей планирует развитие своего дела, 25,8% – поддерживает стабильную деятельность компаний и только 15% – не видит перспектив.
Что делать с малым бизнесом
Самое главное – обеспечить доступность получения мер государственной поддержки. Почти 2 млн горожан заняты в малом и среднем предпринимательстве. Официальная статистика констатирует, что с 2022 года общее число субъектов МСП в Санкт-Петербурге растет, составив 368,4 тысяч зарегистрированных единиц по состоянию на 10 января 2024 года. Вместе с тем количество малых предприятий – юридических лиц, начиная с 2019 года, сокращается.
В городе наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа индивидуальных предпринимателей, отсюда происходит рост общего количества субъектов МСП. Однако число средних предприятий – юридических лиц, за последние два года не меняется, и по сравнению с 2018 годом зафиксировано их сокращение.
С введением налога на профессиональный доход активно увеличивается число самозанятых– на 01 января 2024 года в Санкт-Петербурге оно составило 608620 человек. Оптимизация налоговой нагрузки ориентирована преимущественно на микробизнес, достаточные стимулы для дальнейшего роста компаний отсутствуют. Более того, как заметил Валерий Калугин, это провоцирует дробление растущего бизнеса и ухудшение делового и инвестиционного климата. Сложившаяся ситуация является одним из основных сдерживающих факторов на пути увеличения вклада субъектов МСП в экономику Северной столицы.
Уполномоченный убежден, что действующую в городе систему поддержки малого и среднего предпринимательства, которая ориентирована на микробизнес, необходимо изменить. Чтобы снизить налоговую нагрузку на субъекты МСП следует к тому же предусмотреть плавный переход между специальными налоговыми режимами и общей системой налогообложения.
Что касается эффективности государственных мер поддержки регионального и федерального уровней, то социологический опрос предпринимателей показал – воспользоваться ими в 2023 году смогли 40,7% предприятий. В том числе, 9,3% – приняли и федеральную и региональную помощь;26,8% – только федеральную; 4,6% – только региональную (!).
Среди наиболее востребованных мер федеральной поддержки, предприниматели назвали мораторий на проведение проверок – почти 22%.Автоматическим продлением сроков лицензий и разрешений воспользовались 8,8% предпринимателей.Льготные кредиты для субъектов МСП сумели получить 7,2%.
Снижение ставок по УСН и налогу на имущество стали самыми востребованными мерами региональной поддержки. В целом предприниматели отмечают труднодоступность петербургских мер поддержки и их применимость только к узкому ряду предприятий.
В настоящее время аппарат Уполномоченного совместно с исполнительными органами государственной власти занимается подготовкой предложений по расширению перечня мер государственной поддержки, упрощению процедур их получения, большей информированности предпринимателей в этой сфере, а также улучшению их целевой направленности и адресности для обеспечения роста предприятий МСП.
Кто из контролеров наиболее разумный
Предпринимателей испытывают на прочность не только силовики – на головы бизнеса обрушивается вся контрольно-надзорная деятельность государства.
А чтобы предприниматели устояли и не рухнули, с недавних пор в России проводится спасительная реформа. Она предполагает внедрение новых подходов при выполнении контрольно-надзорных функций и унификацию законодательства в сфере государственного и муниципального надзора (контроля). В приоритете – профилактические мероприятия.
Измерителем правоприменительной практики контрольно-надзорных органов является Индекс административного давления – методика, разработанная Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина. Ряд показателей Индекса включены в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации – например,доля предупреждений от общего числа наказаний;доля профилактических мероприятий в их общем количестве; доля предпринимателей, подвергнувшихся проверкам.
Валерий Калугин утверждает, что благодаря совместным усилиям федеральных органов контроля (надзора), аппарата петербургского бизнес-омбудсмена и Проектного Управления – проектного офиса Администрации губернатора, в 2023 году Северная столица существенно улучшила свой рейтинг, поднявшись на 11-е место с 70-го из 85 регионов с Индексом административного давления – 3,15 (улучшение на 2,05 балла, за 2021 год – 5,2).
К началу 2024 года удалось еще улучшить показатели правоприменительной практики федеральных контрольно-надзорных органов. Вместе с тем, в Санкт-Петербурге самыми беспощадными к бизнесу, оказавшими более жесткое административное давление, чем прежде, стали в прошлом году территориальные управления Россельхознадзора и Ространснадзора (предпочитают штрафовать, а не предупреждать);Роспотребнадзора, Ространснадзора и ФНС (не перестают подвергать предпринимателей контролю и надзору); Росздравнадзора, Ространснадзора и ФНС (в меньшей степени придерживаются методики проводить профилактические мероприятия).
К числу федеральных контрольно-надзорных органов, которые в 2023 году более тактично отнеслись к предпринимателям, чем годом раньше, можно отнести территориальные управления Росприроднадзора, Ростехнадзора, МЧС и Роструда.
Однако, считает Калугин, в отличие от федеральных органов контроля (надзора) в деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в истекшем году отмечалась не вполне удовлетворительная динамика проверок. В частности, произошел рост числа контрольно-надзорных мероприятий. В 2023 году их проведено 4703 (против 1837 в 2022 году, + 256%), тогда как федеральные ведомства осуществили 4509 проверок (против 6261 в 2022 году, — 28%).
И все же благодаря совместной работе аппарата Уполномоченного и городской прокуратуры, 2023 году удалось добиться в Санкт-Петербурге более чем 13-кратного превышения количества проведенных органами контроля профилактических мероприятий по сравнению с проверками.
Когда бороться с налоговым бременем
Совместная работа бизнес-омбудсмена, исполнительных и законодательных органов государственной власти субъекта федерации с привлечением общественных институтов не позволила допустить и резкого роста налоговой нагрузки на имущество предприятий.
В связи с многочисленными обращениями союзов, общественных организаций, руководителей бизнеса,в 2023 году Уполномоченным была создана Рабочая группа по разрешению проблем, которые возникают у предпринимателей при проведении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества в Санкт-Петербурге.
По итогам ее работы Валерий Калугин подготовил предложения, направленные на снижение темпов резкого роста налоговой нагрузки на бизнес (рост не более 20%).Эти предложения поступили в Смольный, и по решению губернатора Александра Беглова был разработан региональный закон №696-142 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах», благодаря которому городским предпринимателям удалось избежать скачкообразного роста налога на имущество.
Тем временем в адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения сельскохозяйственных предприятий, в которых сообщается о значительном (тысячекратном) увеличении кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» по итогам государственной кадастровой оценки, проведенной в 2022 году.
Поэтому аппарат бизнес-омбудсмена сейчас занимается подготовкой документа для Смольного, направленного на вопрос сохранения региональных налоговых ставок и льгот на 2025 год, а также уменьшения налоговой нагрузки в части земельного налога для сельскохозяйственных предприятий. Подобные документы прорабатываются для предоставления Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову для сдерживания роста налоговой нагрузки на бизнес в 2025 году и последующие годы, а также в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в части совершенствования порядка проведения государственной кадастровой оценки.Рабочая группа продолжает свою работу.
Тезисы доклада изучал Кирилл МЕТЕЛЕВ