Петр 1

Прорубленное окно возможностей

Проект постановления по продлению трехпроцентной субсидии для экспортеров, действующей в период пандемии, уже подготовлен и согласован Минфином и Минэкономразвития на период 2022—2024 годов.

По словам Романа Чекушова, директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ, в ведомстве надеются, что Правительство утвердит этот проект в ближайшее время.

Субсидии экспортерам

Роман Чекушов считает, что если речь идет о товарах, то государство в целом поддерживает регистрацию товарных знаков и на внешних, и на внутренних рынках для защиты производителей. Что касается экспорта услуг, то в нацпроекте сейчас нет отдельного федерального проекта по поддержке такого вида деятельности. Соответственно – отсутствует и системная программа. Однако Минпромторг не исключает ее создания.

«Мы постоянно возвращаемся к этому вопросу совместно с Российским экспортным центром и Минэкономразвития, которое в Правительстве отвечает в целом за сферу услуг. В течение бюджетного цикла 2022-24 годов вернемся к этой теме. Указом Президента №474 поставлена национальная цель по развитию несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году, вот исходя из этой задачи, в рамках национальной цели, мы и работаем», – отмечает чиновник.

Для иностранцев, заходящих на рынок РФ, также существуют меры поддержки, в частности торговое финансирование. С этим инструментом, а также с другими видами, работает, например, ВЭБ. Обычно в рамках содействия предусмотрены льготные кредиты и кредитные продукты, которые банки предоставляют, как правило, на срок до трех лет. Минпромторг гарантирует поддержку со стороны государства по тем льготным кредитам, которые прошли процедуру одобрения, в целом в течение всего срока кредитования.

Однако, по мнению предпринимателей, необходимо упростить механизм субсидирования и долгосрочного – свыше трех лет – кредита иностранному покупателю. По таким кредитам льготная процентная ставка также должна быть гарантирована на всем сроке кредита, иначе невозможно просчитать конечную стоимость приобретаемой продукции.

Чекушов комментирует – такие случаи требуется разбирать индивидуально.

Лицо российского бизнеса

Система поддержки экспорта должна быть максимально комфортной для всех, но особенно лояльной – по отношению к малым и средним несырьевым экспортерам. Ведь они – та самая основа экономики, которая позволяет развивать российский экспорт и создает его лицо за рубежом, уверена Мария Глухова, вице-президент РСПП по экономической политике и конкурентоспособности.

Сами участники РСПП говорят, что критерии предоставления поддержки в некоторых случаях слишком жесткие, а процедура ее получения и отчетности сложная. Это как раз является основным барьером для малого и среднего бизнеса, у которого нет штата юристов и бухгалтеров. Компании не удовлетворяют неудобные личные кабинеты, недостаточно оперативная реакция на запросы, не хватает новых дополнительных инструментов поддержки в цифровом варианте.

А главной причиной отказа от работы с госорганами по-прежнему остается недоверие к господдержке в любой форме. При этом для тех МСП, которые решились выйти за границы страны, в первую очередь важны программы по компенсации расходов на сертификацию. Мария Глухова говорит, что именно решение вопросов сертификации на зарубежных рынках может стать серьезным двигателем на экспорт для малых и средних фирм.

Настройка этой программы и расширение ее масштаба позволит наибольшему количеству несырьевых компаний выходить на зарубежные рынки. Чтобы понять настроения участников рынка, РСПП проводит ежегодные опросы среди своих членов. Там считают, что пока компании-экспортеры остаются наиболее конкурентоспособным сегментом российской экономики, ведь они даже с учетом текущей обстановки дают наиболее позитивные оценки и с точки зрения своей инвестиционной активности, и с позиции производительности труда. А также в целом наиболее позитивно оценивают результаты своей работы.

По словам Глуховой, российских предпринимателей, действительно, не рады видеть за рубежом, однако же 43% опрошенных РСПП в этом году компаний-членов Союза заявили о том, что уже осуществляют экспортные поставки, и да, большинство вывозит именно несырьевую продукцию.

У 35% компаний объем поставок за рубеж уже вырос, у 22% расширилась география сбыта. В Союзе промышленников и предпринимателей считают, что здесь роль играют достаточно эффективные меры поддержки. В целом интерес к работе Российского экспортного центра вырос. Несколько лет назад он был, мягко говоря, не самым популярным институтом у представителей отечественного бизнеса: в 2018 году только 17% из опрошенных членов РСПП сказали, что знакомы с работой РЭЦ. Они же, по итогам, и экспортировали товары. В 2021 году число тех, кто хорошо знаком с деятельностью этого института, уже более 40%.

Взлететь с ЭКСАРом

Если говорить о конкретных инструментах, то Евгений Кравченко, директор управления торгового финансирования Сбербанка, предлагает обратить внимание на ЭКСАР – Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, созданное 13 октября 2011 года для осуществления мер поддержки российских экспортеров.

Деятельность АО «ЭКСАР» выведена за рамки Федерального закона №4015-1 «Об организации страхового дела». Банк успешно финансирует клиентов под это покрытие, что касается как крупных инфраструктурных проектов, так и, например, строительства судов на продажу за границу.

К тому же немалую пользу может послужить и такой давно изобретенный инструмент (говорят, еще тамплиерами) как аккредитив. Конкретно под цели работы с иностранцами в Сбербанке он работает пока всего несколько месяцев и рассматривается в качестве подходящей поддержки высокотехнологичного экспорта РФ.

На сайте банка приводится объяснение: применяется аккредитив везде, где есть расчеты. Если вам необходимо уникальное оборудование, которое изготавливается полгода под заказ, вы можете заказать его уже сегодня: завод немедленно получит гарантию оплаты и приступит к производству. Когда оборудование будет готово и отгружено вам, деньги заводу уйдут от Сбербанка. В целом банк ожидает, что к концу года будет реализовано экспортных сделок на сумму свыше 250 млрд рублей, это компании из различных отраслей: металлургия, химпром, лесопромышленный комплекс, машиностроение.

Евгений Кравченко отмечает, что у бизнеса есть потребность в субсидировании экспорта услуг и результатов интеллектуальной собственности. Сейчас существует некая серая зона в вопросе, какие товары и услуги могут попадать под страхование субсидирования, а какие нет. С этим в банке столкнулись, кредитуя клиентов: в комплексных экспортных проектах как раз есть элементы интеллектуальной собственности, которые сегодня не попадают под меры поддержки. И здесь нужно более четкое разграничение.

Не ходите дети, в Африку гулять. Без страховки.

Одним из крупных экспортеров, уже освоивших работу с ЭКСАРом, стал «Уралхим». Мера эта была, скажем так, вынужденная. По словам Игоря Буланцева, директора по экономике и финансам АО «ОХК «Уралхим», компания осваивает рынок Африки. И туда без страхования поставок в ближайшем будущем лучше не соваться.

Сейчас самые крупные импортеры удобрений – Бразилия и Китай. Там все понятно. Прозрачно работают механизмы и в Индии, где хорошо развито субсидирование закупок удобрений для фермеров, цена на них приемлемая, несмотря на высокую стоимость на рынке. В Африке же пока все иначе. Рынок не развит. При большом количестве пахотных земель эффективность сельхозпроизводителей и объем пока недостаточные.

Однако в компании ожидают, что уровень роста потребления минеральных удобрений в Африке будет самым большим в мире в ближайшие годы, поэтому южный континент является приоритетным регионом. А избежать потерь из-за проблемы с ценой на удобрения и с логистикой помогает страхование поставок.

Бизнес должен позеленеть

Еще одним направлением будущего в «Уралхиме» называют тот самый ESG – Environmental, Social, and Governance. Нужно уже сейчас создать механизмы, которые поддержат инвестиции в уменьшение углеводородного следа предприятий, а также необходимо стимулировать банки кредитовать эти направления. Иначе с экспортом возникнут проблемы в обозримом будущем.

Игоря Буланцева в этом полностью поддерживает Николай Иванов, вице-президент «Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России». Он считает, что ESG-повестка и меры господдержки пока мало коррелируют. Но эта повестка должна стать новой философией, вести к созданию инновационных продуктов, которые будут востребованы внешним рынком.

Здесь требуется уделить внимание созданию перспективной транспортной инфраструктуры с учетом приоритета экспорта тех продуктов, которые входят в ESG повестку. Однако, как сетует Иванов, на одном из совещаний в РЖД им прямо сказали, что реальный приоритет отдается сейчас таким грузам как уголь. Это очень удивило предпринимателя, ведь уголь скоро станет сложным продуктом на вывоз. Для бизнеса логично развивать то, что будет востребовано на перспективу, до 2050 года как минимум.

Повестка ESG будет только сильнее вплетаться в цепочку поставок, поэтому при составлении экспортной стратегии ее обязательно надо учитывать.

От Москвы до самых до окраин

Для многих компаний экспорт до сих пор остается чем-то сложным, но именно он имеет очень осязаемый экономический эффект – фирма, выводящая продукт за рубеж, становится более конкурентоспособной и на местном рынке. Так считает Виталий Степанов, и.о. генерального директора «Московского экспортного центра».

Для стимуляции этого сегмента правительство Москвы создало свою линейку продуктов поддержки экспортеров. Тут используются разного рода акселерационные программы, полностью оплачивается участие в выставочной деятельности по линии «Сделано в Москве» (исключая дорогу и проживание), организуются онлайн-переговоры.

«Московский экспортный центр» перманентно находится в поиске новых инструментов. Например, удалось договориться о размещении товаров столичных производителей в дьюти-фри. Также есть поддержка и оплата аккаунтов на маркетплейсах, гарантирующих экспорт, введены субсидии и экспортный кэшбэк.

Как добавляет Виталий Степанов, на маркетплейсах Китая продукция из Москвы, и в целом из России, считается экофрендли и пользуется популярностью. При этом сейчас на другом конце страны, в Хабаровском крае, отмечаются трудности с вывозом товаров. Конечно, Дальний Восток – это ворота в крупнейшие рынки мира: не только Китай и Индию, а и в Индонезию, Японию, Австралию, Тайвань и Малайзию. Но вот пандемия, говорят предприниматели, вызвала там логистический коллапс: перевозки становятся дороже, пути перегружены, есть очереди.

По словам Павла Долгова, вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров, один бизнесмен из Хабаровска рассказал ему, что стоял в очереди на контейнеры 2, 5 месяца. Глобальная же проблема региона пока выглядит так: нет стратегии развития экспорта, нет понимания, как организовать цепочку поставок. Например, нужен производитель упаковки или запчасти, которой нет в крае, это приходится заказывать издалека, что влияет на сроки, и компания становится неконкурентоспособна. Все эти особенности нужно учитывать. И особенно тщательно смотреть в сторону регионов.
Порт
НАША СПРАВКА

В структуре российского экспорта за 9 месяцев 2021 года основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

– Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) – 54,76%;

– Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) – 12,00%;

– Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) – 7,56%

– Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (коды ТН ВЭД 01-24) – 7,21%;

– Драгоценные металлы и камни (код ТН ВЭД 71) – 6,65%;

– Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) – 5,01%;

– Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) – 3,66%.

(По информации портала «Внешняя торговля России»)

Екатерина КЛИМИНА