Четвертые посиделки в удаленном формате

На этот раз ответить на злободневные вопросы предпринимателей заместитель председателя КППИТ Александр Ситов пригласил представителей сразу пяти городских комитетов: по развитию транспортной инфраструктуры, по тарифам, по транспорту, по развитию туризма и по труду и занятости.

В диалоге доминировал бизнес, но даже из скупых ответов чиновников можно было почерпнуть кое-что интересное.

Автобус грузовика не хуже

Председатель КРТИ Андрей Левакин поначалу не мог понять, зачем владельцы экскурсионных автобусов просят выделить целевым назначением земельные участки под организацию парковок. Мол, какое отношение этот вопрос имеет к борьбе с коронавирусом?

«Он назрел давно, эту тему обсуждали на последнем форуме малого бизнеса и включили в итоговую резолюцию, – пояснил председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей (СААП) «Регионы» Олег Куксов. – Наша отрасль является пострадавшей от коронавируса, и решение данной проблемы могло бы упростить нам выход из кризиса, вызванного пандемией. Самое время, пока нет туристов, подготовить инфраструктуру к их приему. Мы хотим организовать парковки, на которых легальные перевозчики смогут не только хранить свой транспорт, но и проходить медосмотр, техосмотр, иметь возможность отдохнуть, принять душ и пообедать».

В Санкт-Петербурге на настоящее время действует закон о выделении целевых земельных участков под парковку грузового транспорта, весом более 3 т. Куксов предлагает внести поправку в правовой акт: вписать в него экскурсионные автобусы. После непродолжительных дебатов Левакин пообещал подготовить проект изменений в закон, если предприниматели направят в КРТИ обращение с изложением своей инициативы.

«Но вы должны понимать, что это дело не быстрое, – предупредил чиновник. – Сначала нужно принять закон, после чего на все процедуры по выделению земли потребуется еще года полтора. А финансировать организацию парковки кто будет? В бюджете денег нет». Олег Куксов еще раз повторил, что организовывать парковку бизнес планирует за свой счет.

А вот вопрос исполнительного директора Американской торговой палаты Марии Чернобровкиной поставил Андрея Левакина в тупик. Она спросила, когда выйдет 272-е постановление о расширении дорожного каркаса, инициированное прошлым летом?

По информации Чернобровкиной, это необходимо для движения грузового транспорта в промышленные зоны, где открываются новые предприятия. Чтобы вывезти продукцию, приходится каждый раз оформлять разрешение на проезд машин, а это затратно и по времени, и по деньгам. Выяснилось, что председатель КРТИ с данным документом не знаком.

«Мы занимаемся развитием улично-дорожной сети, – уточнил он. – А вы говорите о действующей дорожной сети». Вмешательство Александра Ситова, который взял на себя обязательство выяснить ситуацию с постановлением, позволило снять вопрос.

Почему услуги – производство?

Следующим подключился первый заместитель председателя комитета по тарифам Гасан Сафаров. Президент НП «Союз парикмахеров и эстетистов Северо-Запада» Елена Велюга попросила снизить тарифы на коммунальные услуги (КУ) на 50% за II квартал, но главное – пересмотреть тарифы на коммунальные услуги для парикмахерских, расположенных в многоквартирных домах.

Велюга заметила, что бизнес оплачивает коммуналку по нерегулируемым ценам, с обязательными авансовыми платежами за электричество. «Мы потребляем электричество и воду ровно так же, как и собственники жилых квартир, – рассказала она, – у нас стоят приборы учета. Но оплачиваем потребленную энергию по коммерческим тарифам. На общедомовые нужды тоже. Это неправильно».

Еще хуже дело обстоит с канализацией, с предпринимателей требуют вносить экологический сбор в зависимости от площади помещения в размере от 50 тысяч до 2,5 млн руб. «Раньше мы платили штраф по факту загрязнения канализации, – продолжила Елена Велюга, – а сейчас просто потому, что оказываем услуги гражданам».

Он подчеркнула, что все это касается только добросовестных предпринимателей, большинство расположенных в жилых домах компаний просто не исполняет 354-е постановление правительства, обязывающее заключать отдельные договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Елена Велюга уверена, что городское правительство может отменить понятие «непромышленный потребитель» и нерегулируемые цены, а также экологический сбор, вернув штрафы за факт загрязнения канализации.

Меры поддержки стоят дорого

В ответ на яркое выступление предпринимателя Гасан Сафаров пояснил, что снижение тарифа на 30% для населения и на 50% для бизнеса повлечет за собой компенсационные затраты из бюджета города в объеме 6,5 млрд руб. за электроэнергию, 4,0 млрд руб. по теплу и 3,5 млрд руб. по воде.

Что касается отмены тарифной группы «непромышленный потребитель» и приравнивания ее к населению, то чиновник готов подготовить обращение на федеральный уровень, если получит письменное обращение предпринимателей. По словам Сафарова, чтобы запустить работу по этому вопросу, необходима соответствующая бумага, устной просьбы недостаточно. Он также сообщил, что постановление по поддержке бизнеса ведомство уже подготовило и направило в Смольный.

Тут снова в диалог вступил Александр Ситов, напомнив, что городской бюджет – не резиновый, у Санкт-Петербурга нет фонда благосостояния. И хотя КППИТ горой стоит за поддержку бизнесу, но необходимо реально смотреть на финансовые возможности города.

Однако Елену Велюгу поддержали Виталий Свидовский («Теремок») и Виктория Шамликашвили («Индивидуальный туристический сервис»). Первый подчеркнул, что снижать тарифы следует на III и IV кварталы, так как в период апрель–июнь большинство пострадавших предприятий не работает, а значит, и не расходует электричество и воду. «Сейчас бизнес в состоянии реанимации, – сказал Свидовский. – Копим долги. Операционный убыток нашей компании уже составил 27 млн руб. При этом, мы сохранили больше 90% людей в штате. Пока крупный бизнес, кроме слов и обещаний, никакой поддержки не получил. Призываем к справедливости. Давайте нести ответственность консолидировано, ведь это государство ограничило нашу деятельность».

Отметив, что рост тарифов за последние 4 года составил 40%, Виктория Шамликашвили сделала акцент на отмене пеней. «Сегодня за электричество нам начисляют ежедневно 0,5%, это 183% в год, – подчеркнула она. – Тарифы вообще такая загадочная вещь, Елена обозначила, что услуги не могут платить, как промышленные предприятия. Мы производим не товар, а услугу. И наш тариф должен быть приближен к населению».

Предприниматель поинтересовалась, каким образом формируются тарифы в РСО и напомнила чиновникам, что если не будет бизнеса, не будет и бюджета. «От Водоканала через три месяца вам приходит штраф за воду худшего качества, чем полагается, – отметила Шамликашвили. – Мы берем параллельные пробы, тратим деньги, чтобы избежать подобных придирок. В бюджете ничего не будет, если не будет нас, бизнеса.

Тариф на электричество: 60% на 40%

В ответе Гасана Сафарова открылась информация, которую до сих пор петербургские чиновники старались не оглашать. Оказывается, тариф на электроэнергию состоит из двух частей: 60% – формирует федеральный центр, и только 40% – город. Мария Чернобровкина добавила к этому, что все потребители электричества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области платят также за потребителей убыточных регионов.

Что касается тарифов, формируемых РСО, то их затраты проверяются ежегодно независимыми аудиторами. Чиновник напомнил, что 70% теплосетей города изношены и требуют ремонта. Чуть получше обстоит ситуация с водопроводом и канализацией. Поставщики могут выделять средства на ремонт только из тех средств, что получают от потребителей. Дебаты завершились предложением Сафарова провести отдельное совещание с предпринимателями, на котором им подробно разъяснят, как формируются тарифы в Северной столице.

Свое резюме услышанному вынес Дмитрий Алдошин (компания «Магма»): «Дело в том, что с одной стороны находятся люди, которые могут лишиться работы, а с другой – чиновники, у которых все хорошо, несмотря на пандемию. Для нас время идет на часы: чтобы выжить, нам помощь нужна здесь и сейчас».

По его мнению, с 2014 года тарифы на электричество выросли в два раза. «Когда я рассказываю об этом своим партнерам за границей, мне не верят», – высказался Алдошин. – Но вот конкретные счета за апрель. У нас две площадки, одна работала в режиме 24/7, у нее средневзвешенный тариф 5,32 руб. Другая – 5 дней в неделю, платить за киловатт предлагается по 8,9 руб., на 67% дороже из-за неравномерности потребления. Такого нигде в мире нет».

Он попросил зафиксировать тариф, чтобы предприниматели могли прогнозировать хотя бы на несколько месяцев вперед. «И отказаться от авансов. Решение необходимо срочно», – заявил Дмитрий Алдошин.

Незачет…

Разговор с представителями других ведомств – заместителями председателей комитетов по транспорту Олегом Матвеевым, по развитию туризма Наной Гвичия и по труду и занятости Николаем Рогачевым – был недолгим.

Олег Матвеев пояснил, что вернуть льготные проездные работающим гражданам пенсионного возраста не представляется возможным, так как программа не способна отделить работающих от тех, кто не работает. «Но всем, кто работает, мы выдаем бесплатные проездные с ограниченным сроком действия, – отметил чиновник. – Надо, чтобы руководство предприятия представило список нуждающихся в таких проездных».

Николаю Рогачеву пришлось отвечать за госинспекцию труда, которая выходит на проверки, несмотря на режим самоизоляции. По его словам, внеплановые проверки по заявлениям граждан никто не отменял.

Хуже получилось с представителем комитета по развитию туризма. Вопрос, какие меры по привлечению туристов рассматриваются сейчас в городе, Нана Гвичия коротко парировала: «Согласованная с федеральным агентством позиция направлена в адрес главы Роспотребнадзора». В таком же ключе она сообщила, что ведомство не готово поддержать инициативу о возврате постановления правительства № 89 по пересечению границы с Финляндией туристическими автобусами.

А после того, как на вопрос «Почему пассажирский водный транспорт не получил мер поддержки?» от чиновницы последовало: «Не имеет нужного ОКВЭДа», Виталий Свидовский попросил приглашать на онлайн встречи тех представителей власти, которые принимают решения.

«Мы собрались не на приятные посиделки, а чтобы получить ответы на вопросы, – возмутился владелец «Теремка». – Повестку надо готовить заранее, чтобы чиновники приходили уже с готовыми ответами».

На этом четвертый диалог и завершился, следующий пройдет в четверг, 21 мая.

Лилиана ГЛАЗОВА