На старте свободной торговли

Самый спорный момент в документе – лоббируемый федералами свободный порядок размещения и торговли для мобильных транспортных средств (МТС). Либеральную поправку авторы называют развитием торговой инфраструктуры, а их оппоненты – костылями для нелегалов.

Эволюция наоборот

Сегодня в городе законно работает лишь 286 автолавок, при этом владельцы большинства получили места целевым способом.
Осенние проверки ЦПЭИГИ показали, что далеко не все они являются производителями (это было основным условием договора с КИО).
Тем временем в Комитете имущественных отношений фактически разработали документ, регламентирующий специализированные торги для МТС. Но если федеральные поправки будут приняты Госдумой, то автолавки выйдут из-под юрисдикции Схемы размещения НТО. И получат право торговать в любом незапрещенном месте.

Правда, и региональные чиновники могут получить некий объем полномочий в части утверждения дополнительных требований к работе мобильных объектов. Так, руководство петербургского КРППР уже высказалось против возможности передвижных шаверм обустраивать «зону свободной торговли» в любом парковочном месте Северной столицы. Например, рядом с БКЗ «Октябрьский» или на «подмостках» Александринского театра.

И все же на фоне возможной либерализации закона «О торговле» эксперты прогнозируют прибавление игроков на рынке МТС. Это произойдет за счет лишившихся земельных участков владельцев НТО, средних и крупных производителей, сетей, и, собственно, автолавочников, масштабирующих свой бизнес.

Интересно, что старые участники рынка розничной торговли не высказали радости по поводу раскрывающихся перед ними возможностей.

«Мнение неоднозначно. Рядом с моим павильоном встанет автолавка и создаст дополнительную конкуренцию, что неприятно. С другой стороны, людей сегодня активно выталкивают из правового поля в неправовое. Сокращается Схема размещения НТО, нам запрещают сдавать собственные павильоны в аренду, соответственно уменьшается число легальных участников рынка. Не исключаю, что ничего не останется, кроме как приобрести автолавки и торговать, если поправки будут приняты…», – пояснил в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» предприниматель Юрий Рагулин.

Заметим, он не раз конфликтовал с представителями власти, которые видя в предпринимателе богатеющего «рантье», «по ошибке» сносили павильоны. Сталкивался Рагулин и с сотрудниками полиции, чутко опекавшими мобильные объекты, втиснутые между торговыми киосками.

Автолавка – это, по сути, передвижной ларек. Она незаменима, если необходимо оперативно развернуть торговлю в отдаленном населенном пункте. В городе, тем более в таком, как наш, их нашествие будет выглядеть странно. Таким наблюдением поделился владелец НТО Юрий Жорно, лишившийся в 2013 году торгового комплекса у метро «Звездная». Сегодня под угрозой сноса находятся его павильоны рядом с «Московскими воротами».

«В ларек всегда можно прийти с проверкой. Автолавка закрылась, уехала. Или же просто закрылась: транспортное средство – это частная собственность, и просто так проникнуть туда никто не может. На мой взгляд, МТС – менее цивилизованная форма торговли, чем торговля в НТО. Заниматься таким видом деятельности я бы не хотел», – констатировал коммерсант.

Схожее мнение высказал крупный игрок на розничном фруктовом рынке Ашот Эфендиев. Собеседник заметил, что автолавки как вид бизнеса ему неинтересны, хотя 40 % рабочего времени приходится тратить на защиту своей деятельности от вмешательства государства.

Торговые сети предпочли не комментировать предстоящие изменения на рынке. Хотя в «Ленте» «Новостям малого бизнеса» сообщили, что о собственных автолавках не задумываются, но в Ростове-на-Дону на парковку гипермаркета пускают немногочисленные фургоны фермеров.

Свобода МТС и Лаврентий Берия

Тем временем производителей толкают встать на колеса. Решилась освоить новый формат и компания «Молочная культура» из Ленинградской области.

«На петербургском рынке мы третий год. Решили попробовать сбывать продукцию не только через торговые сети, но и в розницу. Пока приобретем одну автолавку. Это точно будет машина не отечественного производства, ведь нам важно качество и долговечность. Звучит не патриотично, зато практично», – рассказал директор по развитию компании Анатолий Зварич.

К слову, Минпромторг настаивает на том, чтобы автолавки закупались именно у российского происхождения. И эта позиция уже не раз вызывала вопросы, как у коммерсантов, так и у представителей органов власти – не лоббирует ли автор поправок в закон «О торговле», заместитель главы федерального ведомства Виктор Евтухов интересы конкретного автопроизводителя?

В Департаменте развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга «Новостям малого бизнеса» сообщили, что проект МТС находится в стадии разработки. Поэтому оценить динамику изменения числа автолавок можно будет только после его принятия. Но при этом подчерк­нули: единственный показатель необходимости объекта в том или ином месте – его экономическая целесообразность:
«Каждый формат торговли важен для потребительского рынка. В этой связи нельзя каким-то образом предопределять пропорции развития различных форматов торговли. Данный тезис является основополагающим в Стратегии развития торговли в РФ на 2015–2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России».

Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков оптимальное соотношение автолавок, НТО и крупных сетей на рынке оценил по-другому:
«Я бы сказал так: 50 % должны занимать сети. 40 % – то, что мы ошибочно называем НТО, а на самом деле это мелкая розница. 10 % – рынки. Автолавки – на грани статистической погрешности. Они эффективны в варианте труднодоступного района. Или, как в Зальцбурге, когда человек утром собрал урожай, приехал и за полчаса все распродал. Мы же получим позавчерашний век вместо цивилизованных торговых точек. Конечно, вы можете купить автолавку и торговать. Но надо помнить, что в любой момент «Лаврентий Палыч Берия» может выйти из доверия, и все отменят».

На «рыбьем меху»

За последние три года в Петербурге сформировался черный рынок мобильной транспортной торговли. Из-за нелегалов бюджет города теряет примерно 2,7 млрд рублей ежегодно. Недавнее расследование «Делового Петербурга» показало, что на рынке работает более 5 тысяч незаконных торговцев. Большая часть из них – автолавки.

После громкой публикации МТС ненадолго исчезли из исторического центра Северной столицы, но затем вернулись на «наезженные места» – у арки Главного штаба, на площадке рядом с храмом Спас-на-Крови и Салтыковским сквером. Новый глава администрации Центрального района Андрей Хлутков, похоже, сетует на «плохое наследство», однако в попытках зачистить исторический центр от нелегалов не замечен. Хотя эффективной мерой борьбы с ними могло бы стать, например, изъятие автолавки минимум на месяц как орудия правонарушения.

По результатам журналистского материала коллег, бизнес-омбудсмен Александр Абросимов обратился в прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой проверить участие в масштабной организации «черного рынка» ИП «Коновалов». Впервые о данной организации «Новости малого бизнеса» рассказали в феврале 2016 года, когда на улицах города появились мобильные точки по продаже рыбных продуктов. Продавцы автолавок, осененных надписью «Слава Богу», в любой непонятной ситуации советовали нашему корреспонденту обращаться к вездесущему ИП. Правда, в аппарате Александра Абросимова нам рассказали, что пока ответа от прокуратуры не получали.

По разнообразию товаров и предложений не уступают центру и спальные районы.

Мода на бесконтрольные телеги влечет к себе не только торговцев выпечкой и сосисками. Оказывается, что с колес можно даже успешно заниматься сбором металлолома. Грузомобиль с соответствующей надписью на бортах периодически наблюдают жители на пересечении пр.Юрия Гагарина и ул.Бассейной. Теперь желающим найти сбыт для канализационных люков, проводов для электричек и троллейбусов, а также других изделий, стало гораздо проще.

Проще и превратить автолавку в подобие привычного ларька. Надо лишь подключить ее к электрическому столбу, обеспечив постоянную подачу электричества. По крайней мере, наверное, так рассудили владельцы неряшливо раскрашенной кибитки на пересечении улицы Коллонтай и Товарищеского проспекта.

А вот к павильону по продаже обуви на перекрестке улицы Благодатной и проспекта Гагарина пока не прикрутили колеса. Видимо, со временем их просто нарисуют. Пока горожанам там предлагают... мурманскую рыбу и эскимо вдобавок. Похоже, в петербургскую реальность возвращаются из прошлого аллегоричные ботинки «на рыбьем меху»...

Татьяна ДЕМЕНТЬЕВА
Игорь ГРОМОВ
Алексей СТРЕЛЬНИКОВ