Телегу – в каждый двор?

Со слов Мантурова, ведомство уже согласовало свои действия с депутатами Госдумы и отработало уточнения парламентариев «и с потребительским сообществом, и с торговыми сетями».

Тем не менее, через пару недель оптимизм чиновников Минпромторга опроверг депутат Анатолий Аксаков, возглавляющий в Госдуме комитет по экономической политике. Ведь рассмотрение министерского законопроекта во втором чтении уже не раз переносилось – сначала оно было запланировано на сентябрь, потом перенеслось на середину осени, а следом и на конец ноября. Так и ушли в зиму.

Напомним, автором инициативы Минпромторга называют заместителя главы ведомства Виктора Евтухова. В прошлом номере «Новостей малого бизнеса» был опубликован материал, в котором рассматривалось, как нововведение может сказаться на регулировании торговой деятельности в крупных российских городах, в частности, Москвы и Санкт-Петербурга. Принятие поправок в федеральный закон в их нынешнем виде грозит обернуться в мегаполисах утратой контроля над этой сферой хозяйственной деятельности и окончательно утвердит недобросовестных предпринимателей в том, что можно торговать, не принимая во внимание существующие нормативно-правовые акты субъектов федерации.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ собеседники «Новостей малого бизнеса» из числа государственных служащих, представителей законодательных органов власти и предпринимательского сообщества, к слову, негативно отнеслись к веяниям, царящим ныне в Минпромторге. Причем так думают, в первую очередь, даже не в Санкт-Петербурге, а в Москве, где плотный автомобильный трафик не допускает появления многочисленных фургонов с торговцами. В переписку с редакцией вступило сразу несколько префектур – Восточный, Северный, Северо-Восточный, Юго-Восточный и Зеленоградский административные округа столицы. Как оказалось, проект Минпромторга «на землю» даже не поступал.

Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк так прокомментировал «Новостям малого бизнеса» общее мнение столичных властей: «Нестационарная торговля – это инструмент восполнения дефицита стационарных торговых предприятий. Размещение объектов осуществляется с учетом интересов жителей, развития городской инфраструктуры и реализации городских программ. В соответствии с вышеуказанным распорядительным документом (постановление правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП) мобильная торговля, автолавки – это вид нестационарной торговли, при этом порядок их размещения и предоставления предпринимателям права осуществления торговой деятельности четко регламентирован и не отличается от порядка размещения киосков или павильонов».

В настоящее время, как стало известно из общения нашего корреспондента с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Андреем Цариковским, чтобы не допустить скоропалительных решений, продолжается выработка согласованной внутриведомственной позиции по поводу того, допустима ли свободная торговля на колесах по версии Евтухова.

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что говоря о необходимости либерализации мобильной торговли Минпромторг пытается пролоббировать определенного автопроизводителя. Ведь одна из поправок в закон о торговле предусматривает переоснащение МТС и внедрение в качестве обязательного критерия для предпринимателей-передвижников использование автотранспортных средств с двигателем евро-4. При этом в настоящее время на внутреннем рынке функционируют автолавки с двигателем евро-3, а переход на иные технические требования, используемые за рубежом, автоматически повысит отпускную цену механизированного средства торговли и стоимость продукции почти в два раза.

Более того, Минпромторг открыто заявляет о том, что изменения в федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» приведут к тому, что к 2019 году инвестиции в автопром увеличатся на 33,6 млрд рублей, а в производство специального торгового оборудования – на 24 млрд рублей, в результате чего может появиться до 48 тысяч новых автолавок. После этого можно заметить, что Виктор Евтухов явно «добавил ГАЗу» – руководству автозавода остается только рукоплескать инициативе высокопоставленного чиновника: выпуск коммерческого транспорта евро-4, который до недавнего времени поставлялся за рубеж, в ближайшем будущем добровольно-принудительно профинансируют российские предприниматели.

«ОЧЕВИДНО, что инициатива Минпромторга направлена не столько на пополнение бюджета, сколько на то, чтобы загрузить российское производство, остановить сокращения производственных мощностей ГАЗа, повысить самозанятость, – прокомментировал мотивацию чиновников председатель Комитета по потребительскому рынку Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак. – Эксперты Москвы и Санкт-Петербурга в большинстве своем высказывают негативное мнение по данной инициативе. Но города федерального значения – это не вся Россия, нужно помнить об этом. В октябре я участвовал на круглом столе, где присутствовали представители регионов. Сотрудница администрации из Ярославля искренне выразила надежду на то, что инициатива, в конечном счете, будет реализована. Магазинов в регионе мало, автолавок нет и вовсе. Поэтому я бы поостерегся говорить «за всю Россию» – к данному законопроекту нужно подходить более широко, нежели это делается сейчас. По крайней мере, правило, предлагаемое Минпромторгом «меняется место – сохраняется бизнес», должно стать приоритетным для нас, и кому, как ни предпринимателям Петербурга, этого не знать».

В начале ноября ведомство Дениса Мантурова действительно столкнулось с непреодолимым противостоянием москвичей – они продолжают настаивать на том, что должны разрабатывать и контролировать правила ведения любого вида торговли на территории города без вмешательства федеральных властей. И на IV Всероссийском съезде Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Виктор Евтухов был вынужден признать: «Мы сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы для Москвы сделать определенные исключения как с точки зрения принятия решений и правил по развитию нестационарной торговли, так и по мобильной торговле. То есть в законе о нестационарной торговле будут преду­смотрены специальные возможности именно для Москвы. А может быть, для городов федерального значения, которых у нас в стране три».
Таким образом, исключения, которые приведут к тому, что схема размещения торговых объектов будет превалировать над желанием поставить телегу в каждый двор, возможно, распространятся на Санкт-Петербург и Севастополь. Пока что законопроект проходит этап оценки регулирующего воздействия.

К слову, «Новости малого бизнеса» на протяжении нескольких недель обращались к руководству Минпромторга, надеясь получить исчерпывающие комментарии по поводу неоднозначной ведомственной инициативы. Но, видимо, ни Денис Мантуров, ни его заместитель Виктор Евтухов, не набрались мужества объясниться с журналистами.
Игорь ГРОМОВ

КОММЕНТАРИЙ

СЕРГЕЙ РАК, председатель Комитета по потребительскому рынку Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ:

«Негатив понятен: если всем разрешат ставить автолавки, начнется хаос 90-х годов – так рассуждают эксперты. Но если будет воля мэра Москвы и губернатора Санкт-Петербурга грамотно организовать этот процесс, никаких 90-х не случится! Существует ведь множество вариантов реализации инициативы Минпромторга. Пусть этим займутся саморегулируемые организации, пусть это будут квоты или аукционы, в любом случае, процесс можно отрегулировать. Но у меня складывается впечатление, что крупным городским агломерациям это не очень интересно».

ИГОРЬ АЛБИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Масса факторов свидетельствует о том, что такая свободная торговля может привести к самым непредсказуемым последствиям. Это санитарно-гигиенические требования, которые будут нарушены совершенно точно, это надлежащая оценка ситуации с платежно-расчетными операциями. Будут ли использоваться кассовые аппараты, выдаваться кассовые чеки? Такая торговля однозначно повлияет на дорожно-транспортную ситуацию. Ведь не просто так выделяются специальные зоны для торговли в городской среде. А то, что предлагает Минпромторг, породит бардак и хаос. Есть стационарные торговые объекты, есть нестационарные торговые объекты, есть организации ярмарок выходного дня, этим можно обойтись».