Поделим рынок. Дешево

Между тем, в предпринимательской среде уже сложился класс «альтернативных рантье», которые «заколачивают» миллионы на неучастии в аукционах. «Им не надо ничего. Их не интересуют ни цена, ни бизнес. Они просто зарабатывают деньги», – говорят про таких дельцов участвующие в торгах петербургские предприниматели.

Бригада

«Тут брат, понимаешь, время такое: рынок делим. Пока поделить его можно дешево», – ворковал субъект габаритов Николая Валуева, придерживая за плечо «коллегу». Фактурные «братья» из давно превратившегося в кино прошлого не спеша прогуливались по Лиговскому проспекту.

Вдоль здания торгов КИО вторым рядом стояло несколько джипов, которые уже порядком успело занести снегом. «Аварийку» их владельцы решили не включать: обещанного наряда полиции поблизости не оказалось, а делать замечания приехавшей «поддержать своих» кулачной команде со стволами на поясе – никто не осмелился. Кстати, на этот раз «команд» оказалось две. «Славяне», с виду напоминающие участников бойцовских клубов, косились на спортивную дагестанскую «бригаду». Ту самую, которая в октябре напрочь перекрыла предпринимателям вход в КИО, в то время как наверху «уважаемые люди» разыгрывали участки. Тогда южан с трудом заставили потесниться только прибывшие по вызову «02» сотрудники ППС.

Предприниматели, покуривая, кидали косые взгляды на окна первого этажа: там уже полчаса «разыгрывался» 30-мет­ровый участок на Вербной улице. Цена дошла до пяти миллионов и не думала останавливаться. «Наверное, опять нефть нашли, знают, за что табличками машут», – пошутил кто-то. Этой осенью «нефть» в окрестностях Санкт-Петербурга находили уже несколько раз: порой участки торговались далеко за гранью рентабельности в пять, и в десять, и в пятнадцать миллионов рублей.

Из зала в коридор выходили «выбывшие из игры». «Сколько?» – «Шесть миллионов». «Ну, точно нефть нашли!»

На семи миллионах, когда внутри остались всего два претендента, председатель аукционной комиссии объявила перерыв. «Слышь, ты ему скажи, что я не отступлю от своего», – кивнул один из конкурентов человеку, которого корреспондент «Новостей малого бизнеса» определил для себя как «разводящего». Судя по всему, «разводящий» вообще играл центральную роль в «доторговой» процедуре, отмечая в списке каждого прибывшего коммерсанта специальным, только ему понятным знаком.

«Он определяет статус каждого из «игроков», – объяснил дотошному писаке «правила игры» завсегдатай аукционной жизни, пожелавший сохранить свои имя в секрете.

Мы сидели в кафе, неподалеку от места торгов, но цивилизованная атмосфера «Старбакса» быстро вернула нас из бандитского прошлого в кризисный 2015 год.

«Все эти участники аукционов известны заранее, – после небольшой паузы продолжил рассказ собеседник. – К назначенному времени сюда подъезжает несколько групп предпринимателей. Первые. Назовем их «честные люди», которые наивно пытаются выиграть. Иногда им действительно что-то перепадает. Но частый вариант для них – поудивляться и уехать, либо начать договариваться. Вторая категория – условные «мошенники». Они хотят получить «откат» за неучастие в аукционе. Иногда деньги им дают заранее, иногда предлагают прямо во время аукционов. Типа, вот тебе определенная сумма и не создавай нам тут конкуренцию. Третьи хотят выиграть, чтобы действительно торговать. Для этого они готовы выложить любые суммы. А какая разница? Ну, возьмут они 30-метровый участок за 15 миллионов. Заплатят за два месяца и стоят, спокойно торгуют. Даже если их уберут оттуда через полгода, это не нанесет им ущерб – заплатили то они всего за два! А дальше – на следующий аукцион».

Условная «четвертая категория», по наблюдениям «Новостей малого бизнеса», представляется куда интереснее, чем первые три. На первом этапе интересант бьется до конца и «забирает» участок за несколько миллионов рублей. Однако договор с городом не заключает, в итоге задаток в 300 тысяч рублей ему не возвращают. Но на повторные торги компания выходит, уже договорившись со всеми участниками процесса. Таким образом, почти не торгуясь, участок может уйти практически по базовой ставке аукциона. Правда, иногда у схемы случаются осечки. По всей видимости, на этот случай и предусмотрено «силовое подкрепление», которое рассказчик-завсегдатай опознал как «братву из Ленобласти».

«В пятницу, 13 ноября, случилась жесткая история, – рассказал в КРППР на встрече с Юлией Лудиновой предприниматель Александр Ананченко. – Там на самом деле «договаривались». Человек, которому данный земельный участок был наиболее интересен, предлагал всем остальным какие- то определенные суммы по «отступным». И вроде бы как «договорился». Но дальше что-то пошло не так. Цена вдруг поднялась почти до 11 млн, был объявлен перерыв. Я вышел на улицу. И участник, с которым «не договорились», уже стоял с разбитым лицом. Объект – общественное питание, находится у станции метро «Площадь Мужества». Участвовали 25 человек. Лот в результате ушел за 15,5 млн рублей».

По информации «Новостей малого бизнеса», предпринимателю, «за несговорчивость», сломали нос прямо в помещении торгов.

Мужики
не торгуются?

Мы проанализировали итоги ноябрьских аукционов и пришли к выводу, что до 40% торгов были выиграны за две минуты при участи от 4 до 15 (!) претендентов на земельный участок. Иными словами, большинство пришедших попросту не торговались.

Крайне любопытны победители «миллионных» аукционов. Например, 11 ноября участок под 30-метровый павильон в сфере мелкорозничной торговли за 9,5 млн рублей «ушел» ООО «Евро-класс», профильной деятельностью которой является сдача внаем собственного недвижимого имущества. Этот же профиль деятельности по ОКВЭД значится за ООО «Весна», взявшей за 15,5 млн рублей 50 квадратных метров под павильон.

Проведением расследований и обеспечением безопасности занимается «ОП СГС СОЮЗ» (ИНН – 7804128910). Пять из шести земельных участков под размещение торговых автоматов компания «выиграла» на торгах 24 ноября. Еще один 30-метровый участок, за 10 млн, детективы-коммерсанты «взяли» на улице Вербной. Цель – размещение павильона в сфере мелкорозничной торговли.

Тем временем, в КИО обещают, что конец нарастающему беспределу и странным выигрышам положат электронные торги. Как сообщили в ведомстве, в конце 2015 года были объявлены первые аукционы, таким образом впервые в Северной столице госимущество будет реализовываться в электронной форме. По новой форме аукционы будут проходить на право заключения договоров на размещение НТО, включенных в Схему размещения на базе электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», размещенной в сети Интернет.

Заявки на участие будут приниматься КИО через Электронную площадку. Первые торги состоятся восьмого февраля.

ЯНА ПЛОТНИКОВА