Эксперт: Уровень выживаемости малых и средних предприятий у нас катастрофически низкий

В ситуации нарастающего в России экономического кризиса петербургские промышленники все большие надежды связывают с государственным оборонным заказом, стабильность которого на днях подтвердил президент Владимир Путин. Выступая на Инвестиционном форуме «Россия зовет!», он твердо заявил, что в ближайшее время государство вложит в оборонно-промышленный комплекс (ОПК) 3 трлн руб.: «Эти средства предусмотрены в бюджетах этого и последующих годов, мы ничего там не сократили».

Надежды на госзаказ

В то же время известна жесткая позиция основного распорядителя выделяемых на оборону бюджетных средств вице-премьера Дмитрия Рогозина, которые не склонен «размазывать» деньги по всему ОПК, как по советской традиции делали его предшественники. Он не раз заявлял, что госзаказы в рамках программы модернизации российских вооружений получат только эффективные предприятия, способные производить продукцию, удовлетворяющую требованиям Министерства обороны. То, что это условие отражает политику руководства страны и что выполнять его многие предприятия ОПК пока не способны, подтвердил Владимир Путин в том же выступлении на Инвестиционном форуме: «Мы немножко растягиваем госпрограмму вооружений, но не потому, что денег не хватает, а потому, что промышленность пока не готова».
Отсюда ясно, что расчеты петербургских оборонщиков могут оправдаться лишь в том случае, если они готовы выполнять госзаказ на требуемом уровне. Профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н. Елена Ткаченко особых проблем тут не видит. Она утверждает, что петербургская промышленность достаточно эффективна, так что свои традиционные 10-11% общероссийского госзаказа на оборону петербургский ОПК, по ее мнению, получит.

Промышленный оптимизм

«Отдача от промышленности, в том числе военной, у нас сейчас гораздо выше, чем от любой другой отрасли. Выработка на одного работника в среднем сопоставима с уровнем европейских стран, — говорит Е.Ткаченко. — К настоящему моменту неэффективные предприятия уже умерли или вот-вот закроются без всякого давления извне. Сейчас промышленность Петербурга насчитывает 720 крупных и 23 тысячи мелких и средних предприятий. Многие из них модернизировались, подтянули общий технологический уровень, наладили собственную систему подготовки кадров и устойчиво работают. Они в целом выдержали и вступление России в ВТО – в первый год по ряду отраслей провал, конечно, был, но уже через год многие предприятия нашли свои ниши на рынках». Правда, доля убыточных предприятий в Петербурге не снижается с традиционных 20%.
Свидетельством успешного развития петербургской промышленности Е.Ткаченко называет рост продаж (отгрузки готовой продукции) за девять месяцев этого года на 9% к прошлому году (происходящий при этом спад производства на те же 9% она объясняет дефектом статистики, которая не учитывает большую длительность циклов крупного производства, а считает только произведенную продукцию). А кроме того – увеличившееся в последнее время, по свидетельству директора центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова, число заявок от промышленников на перевод их земельных участков обратно из общественно-деловой и жилой зон в Генплане обратно в промышленную. «Это несомненный признак оживления промышленного производства, в первую очередь, станкостроения», — уверена эксперт. Все действующие сейчас в Петербурге крупнейшие предприятия ОПК Е.Ткаченко считает эффективными. Впрочем, за одним исключением — судостроения.

Провал в судостроении

«Это базовая отрасль нашей промышленности с большой численностью занятых и серьезным мультипликативным эффектом для экономики. Но ситуация по технологическим параметрам и по производительности труда в судостроении требует серьезного улучшения», — считает профессор. Петербургскому судостроению всегда не хватало инвестиций, и потому оно модернизировалось фрагментарно, «судорожно», бессистемно, говорит Е.Ткаченко. Недостаточная эффективность судостроения угрожает, по ее мнению, сотрудничающим с ней отраслям – мультипликативный эффект работает здесь «наоборот». Так, эксперт напоминает, что в Петербурге сосредоточено 80% всей российской отраслевой «судостроительной» науки, в том числе, связанной с задачами ВМФ. «То, что такая мощная наука не имеет выхода на адекватное производство в городе, может побудить ее уйти в более конкурентоспособные регионы – в Калининград или Владивосток. Это будет огромная потеря для Петербурга», — уверена Е.Ткаченко.

Как помочь?

Между тем, возможности городских властей поддерживать промышленность весьма ограничены. Так, генеральный директор завода «Звезда» Павел Плавник утверждает, что городской заказ Петербурга не может помочь крупным предприятиям: «Масштаб планирования работы промышленности не совпадает с масштабом финансового планирования городского заказа. Горзаказ решает сиюминутные задачи. Но промышленность не может в течение года освоить выпуск нового продукта. Сейчас промышленность должна начинать работать над выполнением городского заказа 2018 года, чтобы дать задачу научным учреждениям, освоить выпуск качественного, конкурентоспособного продукта». Он противопоставляет петербургский госзаказ федеральному, который, по его словам, реализует правильную стратегию: «Министерство обороны сейчас заключает пятилетние контракты. Это позволяет нам снижать издержки, мы можем спланировать закупки материалов, организовать технологические процессы».
Е.Ткаченко с этим согласна. Городу, конечно, не нужны военные корабли, спутники и турбины для электростанций, но он может просчитать перспективную потребность в промышленных товарах для нужд городского хозяйства – лифтов и запчастей к ним, труб для тепловых и водопроводных сетей, разного рода кабелей и т.д. И соответственно сформулировать перспективный горзаказ. Что касается ОПК и, особенно, его партнеров-поставщиков из гражданского сектора, то здесь, по мнению профессора, поддержка петербургских властей должна заключаться главным образов в создании благоприятных экономических условий.
Улучшать условия для промышленности должны, по мнению Е.Ткаченко, и федеральные власти. «Много лет специалисты говорят о необходимости понизить НДС для высокотехнологичной промышленности, потому что этот налог в силу своей специфики убивает любую отрасль с высокой добавленной стоимостью. В том числе, и производство сложной военной техники. Но правительство на уступки не идет, и это неправильно», — утверждает эксперт и приводит в пример практику развитых стран, где высокотехнологичные производства нередко размещаются в особых экономических зонах с льготным налогообложением. Например, именно благодаря подобным мерам Южная Корея стала одним из мировых лидеров в судостроении. «А у нас в Петербурге даже в особой экономической зоне нет нормальных условий для высокотехнологичных компаний», — сетует Е.Ткаченко.

Партнерам нужна поддержка

Поскольку базовые отрасли петербургской промышленности тем или иным образом завязаны на ОПК, мощное вливание в него средств оборонного заказа способно дать толчок качественному развитию всей городской промышленности. Но чтобы предприятия ОПК могли выполнять госзаказы на высоком уровне, их традиционные партнеры-поставщики из гражданского сектора, главным образом мелкие и средние промышленные компании, тоже должны быть эффективны. Е.Ткаченко утверждает, что эти компании также постепенно модернизируются, а новые игроки в этом секторе изначально создаются как высокоэффективные современные производства. Так что они вполне способны сотрудничать с ОПК. «Правда, при наличии нормальных условий для работы. Которых сейчас нет и потому уровень выживаемости малых и средних предприятий у нас катастрофически низкий», — оговаривается Е.Ткаченко. С этим согласна и руководитель кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ ВШЭ в Петербурге Елена Рогова: «Средним предприятиям, которые в этой системе, сейчас особенно трудно».
Е.Ткаченко считает, что местные власти могли бы многое сделать для исправления ситуации: «Например, реализовать все декларируемые преимущества «одного окна», что до сих пор не сделано. Повысить эффективность отстаивания малыми и средними компаниями своих интересов перед естественными монополиями. Наладить эффективную поддержку такому бизнесу при выходе на внешние рынки (сейчас им это очень трудно) и в получении длинных дешевых кредитов. А высокотехнологичным предприятиям, которые чаще других вынуждены обновлять оборудование и технологии, необходимо субсидировать процентную ставку по кредитам. Такие программы есть во многих странах мира».
Е.Ткаченко отмечает, что у малых предприятий и у многих средних практически нет возможности выгодно привлекать инвестиции. Не помогут им, как она считает, и оборонные триллионы: «Они получат, конечно, часть этих денег в виде заказов от крупных предприятий ОПК, но это будет операционное финансирование. Роль инвестиций в развитие и модернизацию эти деньги сыграть не смогут. К тому же, Минфин зачастую перечисляет средства не равномерно, а начиная с середины года, вынуждая предприятия в первой половине года финансировать выполнение госзаказов за свой счет. Это сильно осложняет работу и им, и их партнерам».
А бывший акционер ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Сергей Бодрунов считает, что оборонные триллионы не помогут модернизировать даже ОПК, которому тоже нужно искать внешние инвестиции. А если не найти – надо бизнес продавать. Именно по этой причине, по его словам, он и распродает сейчас свои промышленные активы, связанные с оборонной промышленности: «Я, и как нормальный предприниматель, и как экономист, прекрасно понимаю, на каком этапе развития сейчас находится российская экономика. При этом у меня много проектов, все они ведутся без привлечения кредитов. Моих личных ресурсов не хватит для модернизации всех моих промышленных активов, а рассчитывать на инвестиции партнеров не приходится. Сейчас ситуация, как в 2008—2009 годах. Все рассуждают: «Давайте подождем, посмотрим». А ждать некогда». Проблему нехватки внешних инвестиций в ОПК подтверждает и Е.Рогова: «Петербургские предприятия работают практически полностью на собственных средствах, мало привлекая заемные (узкий кредитный рынок не ориентирован на «длинные деньги»), а их прибыли для масштабных инвестиций, как правило, не хватает».
Для скачка нужен климат
Е.Ткаченко утверждает, что главная проблема петербургской промышленности связана с весьма низкими темпами развития, несмотря на ее высокий потенциал. Это происходит из-за нехватки инвестиций, которые в Петербург не идут из-за плохого экономического климата, свидетельством чему стало предпоследнее, 20-е, место города в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Особенно неблагоприятна ситуация с инженерной инфраструктурой. «Это головная боль практически всех петербургских предприятий. Колоссальная проблема», — подтверждает эксперт оценку составителей рейтинга.
«Без радикального улучшения предпринимательского, в том числе, инвестиционного климата в Петербурге оборонные триллионы не помогут нашей промышленности совершить серьезный модернизационный скачок. ОПК не станет локомотивом развития петербургской промышленности просто потому, что неблагоприятный климат нивелирует эффект от гособоронзаказа. Оборонка заказы, конечно, выполнит, но мультипликативного эффекта для остальной промышленности не будет. И инвестиции в город не придут», — уверена Е.Ткаченко.
Осмысленная промышленная политика особенно важна в нынешних условиях внешнеполитической нестабильности и обусловленной ею экономической неопределенности, когда владельцам промышленных компаний очень рискованно инвестировать в расширение производства и импортозамещение. «Сейчас федеральные власти заявляют, что политика импортозамещения становится стратегией на ближайшую историческую перспективу. Но многие промышленники опасаются, что в случае отмены западных санкций политика импортозамещения тоже сойдет на нет», — транслирует Е.Ткаченко настроения промышленников. Е.Рогова подтверждает: «Мало кто сейчас вкладывает серьезные инвестиции в собственные технологии. Во-первых, это не всем доступно, потому что нет денег, во-вторых, нет понятных рынков, нет долгосрочной стратегии и сигналов от властей». И это при том, что по ее данным, в промышлености «до 70% компонентов — импортные. Технологии, оборудование — импортные».

РБК,
08.10.2014 г.