ОЭЗ станут доступнее для малого бизнеса

Минэкономразвития подготовило законопроект "О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Поправки, в частности, предусматривают возможность продления по решению правительства РФ срока существования ОЭЗ, а также расширяют определение технико-внедренческой деятельности за счет включения в нее предоставления резидентам технико-внедренческих ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для ведения их деятельности. Это, по мнению авторов документа, даст возможность получить статус резидента компаниям, организующим на территории технико-внедренческих ОЭЗ лаборатории, центры коллективного пользования и т.п. Кроме того, поправки предусматривают возможность включать в соглашение с резидентом ОЭЗ виды деятельности, выходящие за рамки закрепленных в законе. Это позволит резидентам ОЭЗ сдавать в аренду другим резидентам недвижимость, организовывать централизованное питание для своих сотрудников, а также будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест в ОЭЗ.
Также законопроектом предусматривается введение упрощенного порядка предоставления статуса резидента технико-внедренческих ОЭЗ малым компаниям, проекты которых предполагают объем инвестиций до 30 млн руб. и не требуют предоставления земельных участков.
Председатель Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам Моисей Фурщик считает, что все предлагаемые законопроектом изменения носят позитивный характер для развития ОЭЗ. При этом наиболее значимым эксперту представляется упрощение процедуры для небольших компаний в технико-внедренческих ОЭЗ (с инвестициями до 30 млн руб.). «Это открывает дорогу в особые зоны малому инновационному бизнесу, который в настоящее время играет огромную роль в мировом технологическом прогрессе, — говорит он. — Остальные предложения по изменению в законодательство об ОЭЗ носят более технический характер, снимая довольно очевидные избыточные ограничения на их создание и функционирование».
Изменения в законодательстве об особых экономических зонах касаются преимущественно ОЭЗ технико-внедренческого типа, поэтому, по мнению Моисея Фурщика, потребуются следующие раунды корректировки законодательства. «Например, логично было бы расширить перечень разрешенных видов деятельности в портовых ОЭЗ, позволив осуществлять более широкий круг производственных операций (например, более сложные сборочные операции и деревообработку), — считает он. — Также актуально увеличение преференций для туристско-рекреационных ОЭЗ, которые сейчас имеют льготы только в части региональных налогов. А фактическое отсутствие федеральных льгот существенно снижает их привлекательность для инвесторов».
Наталья Барановская
«Российская Бизнес-газета» №798 (16)
Справка «Новостей малого бизнеса»:
В соответствии с Федеральным законом от 22.7.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (с изменениями на 23 июля 2008 года)», особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
В ноябре 2005 года Санкт-Петербург стал одним из победителей конкурса на право создания ОЭЗ технико-внедренческого типа, и постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 780 она была создана. Потенциал зоны направлен на формирование уникальной среды для освоения качественно нового технологического уровня производства, активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок.
Соглашение между Правительством РФ и правительством Санкт-Петербурга от 18 января 2006 г. предусматривает создание ОЭЗ на двух участках территории общей площадью 129,4 га: участок № 1 — «Нойдорф», площадь 18,99 га (пос. Стрельна, Петродворцовый район); участок № 2 — «Новоорловская», площадь 110,41 га (Приморский район).