В сетях – и на свободе

Статья 16 правительственного проекта запрещает сетям с оборотом больше 1 млрд рублей в год и долей на рынке выше 25% покупать и строить новые торговые объекты в границах муниципальных округов или городов федерального значения. Депутаты предлагают «развести» эти условия: если оборот сети более 1 млрд рублей, сеть не сможет открывать новые торговые объекты на всей территории России, а если доля сети выше 25% в муниципальном округе – запрет распространяется только на округ.

Депутаты (во главе с Ириной Яровой) предлагают также наделить правительство правом устанавливать размер торговой наценки на социально значимые товары. Оптовые премии или скидки, которые получает сеть, предлагается ограничить величиной в 10%. Наконец – что существенно – предлагается увеличить с 50 до 70% долю мест для нестационарных торговых объектов малого бизнеса.

Независимые эксперты уже заявили, что ограничение на оборот в 1 млрд рублей приведет к остановке развития всех крупных сетей, которые сегодня предлагают потребителю низкие цены за счет эффекта масштаба. Да и долю в 25% они полагают «взятой с потолка».

Ну а эксперты Высшей школы экономики недавно представили доклад «Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия», в котором подвергли критике даже и правительственный законопроект – менее жесткий по сравнению с депутатским.

По мнению специалистов ВШЭ, авторы правительственного законопроекта стремились восстановить баланс между ритейлерами и поставщиками, который сейчас, по их мнению, серьезным образом нарушен. И при этом исходили из стереотипов. А именно: ритейлеры являются виновниками высоких цен на товары, они доминируют над поставщиками и производителями продукции, получают сверхприбыли, а торговые сети ограничивают доступ поставщиков на рынок и порождают систематические конфликты. Исследование же показывает, что у большинства ритейлеров чистая прибыль не превышает 3%, что же касается фиксации предельных торговых наценок, это, на взгляд специалистов, проблему не решит.

Чем закончатся думские споры, мы скоро узнаем, но понятно, что вводить какие-то ограничения на деятельность сетевиков все же нужно. Небольшие магазины, где можно за короткое время купить товар в сравнительно небольших количествах (не «затариваясь» на неделю, как в «Ленте» или «Метро»), стали, что называется, вымирать как класс, не говоря уже об уличных ларьках, где всегда можно было что-то купить по дороге домой с работы.

Постепенно исчезают, заменяясь вездесущими «Пятерочками», и многопрофильные магазины, где в каждом отделе были свои товары и свои продавцы, при этом товар можно было выбирать, просить взвесить или нарезать продукты, и так далее.

Статистика печальна: в Петербурге с 1998 года ликвидировано порядка 40 тысяч малых розничных предприятий. Тогда в городе существовало 880 зон мелкорозничной торговли – небольших рынков, на каждом из которых торговало примерно 50 малых предпринимателей. Сегодня, по данным Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ), их насчитывается только 199. И еще порядка 1,6 тыс. торговых точек убрано из остановочных павильонов. Из них, по имеющимся данным, не более 5% получили альтернативные площади. Еще 2 тысячи торговых точек удалены из станций метро и с прилегающих к ним территорий. Малые предприниматели, естественно, считают, что такая политика обусловлена давлением со стороны крупных сетей.

Наконец – последние сводки с «фронта» той войны, которую в Петербурге ведут против малого бизнеса. У станции метро «Академическая» проведен демонтаж современного и дорогостоящего комплекса со всеми коммуникациями, в Выборгском районе у предпринимательницы отобрали ларек, который находился на частной земле, у станции метро «Удельная» торговые павильоны обнесли бетонным забором, а продавцов оттуда выкидывала милиция…

Полагать, что в этих условиях горожане могут надеяться на качественные и недорогие товары, не стоит: никакой иной дороги, кроме как к сетевикам, им не оставляют. А чем заканчивается монополия – известно: устранив чужими руками конкурентов, монополисты смогут заламывать цены.

Борис Вишневский, «Территория бизнеса», 20.11.2009