Алексей Комаров

Цифровой продукт нет смысла запускать…

…Пока он не будет удовлетворять минимальным запросам рынка, убежден Алексей Комаров – Senior UX/UI дизайнер ведущей международной компании и сегодняшний собеседник «Новостей малого бизнеса».

Он любит людей, но сетует на то, что иногда коммуникаций бывает очень много. А к сложностям своей профессии относит необходимость оперировать большим объемом данных. Вместе с тем Алексей Комаров – один из ведущих российских специалистов в своей отрасли, бывший дизайнер мобильных приложений Сбербанка. Еще – судья международных дизайн-конкурсов и входит в топ-30 экспертов серии федеральных хакатонов «Цифровой прорыв 2021».

Триллионы без ошибки

– Все началось в Московском государственном техническом университете, легендарной Бауманке…

– Верно. Еще во время учебы я стал разработчиком. Занимался многим: настраивал серверную инфраструктуру, программировал микроконтроллеры, разрабатывал сайты и мобильные приложения. Как раз последнее мне нравилось больше всего – уже на втором курсе сделал несколько приложений для своих знакомых.

Пока писал код, понял, что меня больше увлекает создание интерфейса, понравилось продумывать его логику и визуальный дизайн, поэтому решил развиваться в этом направлении. После окончания бакалавриата Бауманки поступил в Школу дизайна НИУ ВШЭ и параллельно устроился в агентство UIDG.

– С трудом верится, что человеку, только что вышедшему со студенческой скамьи, позволят работать с ведущим банковским учреждением России…

– Со Сбербанком я познакомился, когда работал проектировщиком интерфейсов в агентстве UIDG. У нас было несколько совместных проектов. Одним из них было мобильное приложение для сотрудников подразделения «Сбербанк Первый» – это формат обслуживания для более чем 100 000 клиентов категории VIP, которые доверили банку свыше 3,5 трлн рублей.

Проект серьезный, моя деятельность напрямую влияла на работоспособность клиентских менеджеров, которые непосредственно каждый день общаются с премиальными клиентами. Цена ошибки была слишком высока, нужно было продумать все возможные сценарии взаимодействия с системой и учесть все внештатные ситуации, чтобы для клиентов банка общение с менеджером не превратилось в мучительный процесс ожидания в неизвестности.

Результат моей работы понравился, и Сбербанк пригласил продолжить ее уже в качестве штатного сотрудника в корпоративном блоке. Там я занялся мобильным приложением для менеджеров малого бизнеса.

Основной задачей была оптимизация и перевод всех бизнес-процессов на мобильную платформу. Приложение предназначалось для сотрудников банка по всей стране и было спроектировано под планшетный компьютер iPad, так как его размеры и вес идеально подходят для мобильного рабочего места.

Нужно было построить интерфейс таким образом, чтобы пользователь легко решал свои рутинные задачи буквально на ходу и больше времени уделял общению с клиентами. Пришлось провести масштабное исследование, а после инициировать несколько сессий тестирования, выбрав лучшие из разработанных вариантов.

В итоге мы с командой реализовали приложение, которое позволяет пользователю получить доступ к календарю со списком актуальных задач, выстраивает маршрут на карте, предоставляет возможность работать в офлайн режиме и обеспечивать конфиденциальность клиентских данных. Кроме этого, экран iPad хорошо подходит для демонстрации продуктовых презентаций, что позволило увеличить б2б продажи.

– Насколько большое значение имеет для дизайнера высшее образование?

– Наверное, удивлю – оно не имеет значения, хотя безусловно будет плюсом. Вуз в первую очередь учит выстраивать коммуникацию с разными людьми. Когда готовишься к экзамену, приходится в короткие сроки искать нужную информацию и систематизировать ее. Лабораторные работы приучают не бояться экспериментировать, что для моей профессии важно.
Кроме этого, защита курсовых и диплома – хорошая репетиция защиты дизайн-проекта. Нужно выстроить свою презентацию таким образом, чтобы за пятнадцать минут рассказать, какую большую работу ты сделал за полгода, при этом четко расставив акценты на важных этапах и показателях.

Под разным углом

– О каких недостатках профессии не принято говорить? Что в ней является самым сложным?

– Пожалуй, для меня это две вещи. Первая – большое количество общения. Я люблю людей, и мне нравится с ними взаимодействовать, но иногда коммуникации бывает очень много. Дизайнеру интерфейсов постоянно нужно работать с командой, учитывать мнение пользователя и обрабатывать комментарии заказчика.

Отсюда вытекает второе – оперирование большим объемом данных. Приходится вникать в бизнес-процессы, правила, регламенты и прочие нормативные документы. Учитывать специфику работы разных ролей в разрабатываемой системе. Интерпретировать информацию из разных источников таким образом, чтобы она согласованно смотрелась и правильно воспринималась конечными пользователями.

– Что помогает вам смотреть на продукт глазами пользователя и не забывать про цели бизнеса?

– Опыт и любознательность. За последние несколько лет я успел поработать разработчиком, открыть и закрыть свое собственное агентство, побывать в роли продакт-менеджера, и в итоге остановиться на дизайне.

Пока цифровой продукт не будет удовлетворять всем запросам, его просто нет смысла запускать. Например, когда-то к нам в агентство обратился заказчик с просьбой разработать сервис доставки продуктов питания. У него уже были неудачные попытки запустить этот сервис с двумя разными подрядчиками.

Для начала мы вместе с коллегой провели аудит существующих наработок. Выявив серьезные недочеты и просчитав риски, приняли решение спроектировать новую версию с нуля. Специально для этого проекта под моим руководством была сформирована команда, состоящая из дизайнеров, разработчиков и аналитиков. За шесть месяцев нам удалось то, что другие подрядчики не смогли сделать за два года: мы разработали новый сайт, iOS и Android приложения для клиентов, Android приложение для курьеров и панель администратора.

Самое главное, проведя исследование рынка, пообщавшись с потенциальными пользователями и предоставив результаты анализа полученных данных заказчику, я смог переубедить его запускать сервис в московском регионе. Москва и Московская область уже были перенасыщены подобными сервисами, среди которых были предложения от больших компаний: Яндекс, Mail.ru Group и Сбербанк. Пришлось бы потратить большое количество временных и денежных ресурсов, чтобы занять долю рынка.

Учитывая все эти факторы, мы с командой разработали новую стратегию продвижения и позиционирования в регионах. Сервис одним из первых пришел в города-миллионники. В Казани, например, за первый месяц работы собрал аудиторию 10 000 пользователей, что считается высоким показателем для стартапа в такие сроки.

Кроме этого, помимо основной работы, сейчас я руковожу факультетом Дизайн в Среде обучения, где принимаю участие в создании новых образовательных программ. Процесс очень похож на создание цифровых продуктов: сначала нужно выявить потребность на рынке, посчитать затраты и потенциальный доход, и только после этого разрабатывать саму программу. В мои задачи входит постоянное взаимодействие с отделом продаж, маркетинга, действующими и будущими студентами.

Все это помогает смотреть на продукты под разным углом и оценивать их жизнеспособность.

– Что нужно уметь дизайнеру, чтобы быть востребованным?

– Быстро учиться новому, так как индустрия постоянно меняется. Уметь слушать и слышать других – заказчика, команду, пользователей. Не бояться совершать ошибки, главное вовремя проверять свои решения.

Дмитрий ШУМОВ