chinatown

China Town на Неве

Комитет по развитию туризма выступил с необычной инициативой – привлечь в Санкт-Петербург богатых гостей из Поднебесной

Как сообщила зампред комитета Нана Гвичия, вклад в городскую экономику от китайцев «не настолько эффективен, как мы бы ожидали от такого большого количества туристов». Поэтому планировалось не столько продолжать увеличивать их количество, сколько заняться качеством.

Тех, кому нужен luxury-сегмент, решили заинтересовать не классическими экскурсионными программами, а индивидуальными, ориентированными на шопинг, гастрономию и театры. «Новости малого бизнеса» постарались выяснить, чем отличается бедный китайский турист от богатого, удастся ли завлечь в Северную столицу последнего, как обстоят дела с турпотоком из КНР в принципе и чем живут «оседлые» китайцы в нашем городе.

Как вычислить богатея

«Динамика спроса на luxury-сегмент действительно выглядит перспективной. Причем для всех городов и стран, которые планируют усилить экономическую отдачу от туризма, – рассказала нам представитель турассоциации «Мир без границ» Людмила Титова. – В среднем, речь идет о 2-2,5-процентном преимуществе по сравнению с темпами роста рынка в целом. А китайские туристы, как известно, являются мировыми лидерами по сумме расходов на международные путешествия. В этом смысле Комитет по развитию туризма делает ставку на объективный тренд».

В то же время, путешествие класса «люкс» – не только шопинг, но и специфические предпочтения к тому, что определяет «уровень впечатлений». В случае с гражданами КНР нужно разбираться особо: они потенциально готовы потратить до 100 тыс.
долларов на шопинг, но, к примеру, в пищу будут употреблять только «китайскую лапшу».

То, что китайцы в среднем тратят больше, чем туристы из других стран – установленный факт, говорят все, кого мы об этом спрашивали. В отличие от европейцев, они не экономят на «сувенирке», а шопинг рассматривают как наиболее важную часть путешествия. По данным ЦУМа и ДЛТ, именно туристы из Поднебесной готовы покупать самые дорогие и брендовые вещи: драгоценности, часы, меха, обувь и одежду.

«Считается, что 10% от путешествующих по миру китайцев составляют VIP-туристы, – продолжает Людмила Титова. – В отличие от них групповые туристы путешествуют по стандартной программе и тоже охотно тратятся на шопинг – те же бренды или ювелирные изделия. Таких туристов большинство, и совокупность их трат просто в силу численности приносит экономике больше. Наиболее разумно иметь маркетинговые предложения для обеих этих категорий».

«По данным Hurun Global Rich List 2018, больше всего долларовых миллиардеров проживает именно в Китае. Естественно, с развитием китайской экономики все больше людей переходит в высший сегмент среднего класса и в сегмент премиум, в том числе при потреблении туристических услуг, – отмечает директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. – На мой взгляд, ставка на высокодоходных туристов оттуда очень правомерна. Во-первых, они приносят городу больший доход при меньшей нагрузке на туристскую инфраструктуру. Во-вторых, такие люди более глобализированы и заинтересованы в знакомстве с аутентичными предложениями, например, с русской кухней».

Планы Смольного явно приветствуют в Ассоциации содействия русско-китайскому туризму. Там даже готовы оказать «посильное участие» в привлечение luxury-туристов. И верят, что они вскоре «могут перекрыть западный уровень трат» в Санкт-Петербурге.

При этом сейчас турпоток из Китая в город на Неве, в основном, формируется в рамках реализации соглашения с КНР о безвизовых групповых поездках образца 2000 года. Это направление составляет порядка 95% всех гостей из Поднебесной. Около 1% приходится на обычных визовых туристов и меньше 4% – бизнес-визы. А luxury-сегмент – вообще на грани статистической погрешности.

В Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка не питают иллюзий относительно такого нового и малоизученного сегмента.

«Действительно, китайцы обожают покупать luxury-бренды и наш ДЛТ (филиал московского ЦУМа) на них молится. Но турист из Поднебесной, покупающий Louis Vuitton, спокойно приезжает в тур за три копейки и живет в «клоповнике» на окраине города. По виду его никак не отличить от дешевого», – пояснил нам член ассоциации Владимир Бортко.

В свою очередь президент ассоциации Виктория Баргачева назвала идею привлечь побольше luxury-туристов благой. Правда, на этом пути есть определенные трудности.

«На данный момент в городе нет столько бутиков, которые могли бы стать «аттрактором» для «паломничества» luxury-туристов, – говорит она. – И в России, наверное, кроме часов, нет ни одного собственного luxury-бренда мирового уровня. Поэтому привлечь туристов на шопинг сюда можно только скидками на товары европейского производства. А подобная модель не предполагает толчка к комплексному развитию местной экономики…»

Санкт-Петербург – по-китайски?

Куда же в Северной столице чаще всего ходят китайские туристы? Что едят? И где ночуют?

«Массовые китайские туристы ориентируются на качественное, но доступное размещение формата 3 звезды или 4 звезды», – рассказывает директор Северо-Западного отделения РСТ Екатерина Шадская. – Как и европейцев, их интересуют наиболее популярные городские музеи, прежде всего, Эрмитаж, где китайцы заняли первое место по числу организованных туристских групп, а также прогулки по рекам и каналам и живописные пригородные дворцово-парковые ансамбли Петергоф и Царское Село с Янтарной комнатой. Посещают они и маршруты Дороги жизни, постепенно начинают выбираться в Ленинградскую область, например, в Выборг».

По словам Виктории Баргачевой, многочисленные группы гостей из Поднебесной едут по заранее спланированному маршруту, без неожиданностей.

«Рестораны – только китайские, иногда на девятидневную поездку – лишь один раз русское питание... Причем, чаще это не выбор туриста, а выбор турфирмы», – продолжает она.

В Ассоциации содействия русско-китайскому туризму отмечают, что туристов из Поднебесной никто и не спрашивает, предпочитают ли они питаться в китайских, итальянских или кавказских ресторанах.

«Сложилась негативная практика, когда направляющие китайские фирмы отказываются заключать договоры с российскими туроператорами на экскурсионное обслуживание с привлечением аккредитованных гидов-переводчиков, граждан РФ. Они мотивируют это тем, что российским законодательством впрямую не предусмотрена необходимость использования гида-переводчика, интереснее привлекать так называемых «представителей-сопровождающих» из числа иностранных студентов», – рассказали корреспонденту «Новостей малого бизнеса».

По словам наших собеседников, в Санкт-Петербурге уже сложилась параллельная российским туроператорам система обслуживания китайцев через так называемых «представителей». Особую роль в этой системе играют торговые точки, которые, как правило, открываются на средства все той же отправляющей китайской фирмы с целью реализации своим туристам изделий из янтаря, который гости из Поднебесной боготворят, и «красного» русского золота.

Проблема общеизвестна. В России уже несколько лет планируется принять поправки к ФЗ «Об основах туристической деятельности РФ». Планируется…

Мифы о России

Кстати, покупать дорогой янтарь и «русское золото» заставляет не только настырный гид из числа «сопровождающих», но и целая информационная кампания, а вернее особая мифология… Если верить российским гидам.

По словам Виктории Баргачевой, чтобы схема работала как надо, и турист оставлял в нужных магазинах свои деньги, ему необходимо постоянно рассказывать небылицы, которые с каждым годом становятся все вычурнее.

«Например, что золото – главный сакральный символ русских, все купола храмов у нас покрыты золотом, это – священный материал, по сути – реинкарнация православного божества... – без тени смешка объясняет эксперт. – А янтарь это более древнее могущественное сакральное нечто. Петр Первый затеял войну со Швецией ради запасов янтаря, и блокада Ленинграда – тоже ради янтаря. Санкт-Петербург – янтарный город. Стены правительственных зданий раньше красились в желтый цвет, цвет янтаря, а для других он был запрещен. На Стрелке Васильевского острова построили янтарную биржу, иностранные корабли приплывали и обменивали все на янтарь. Из-за этого Россия в начале XVIII века и поднялась с колен...»

Одновременно, по словам Виктории Баргачевой, турфирмы из Китая жалуются на русских гидов за то, что те отказываются транслировать такие небылицы, и «в итоге обходятся без нас, а турист ведется на бесконечные истории и покупает золото и янтарь».

Взгляд с той стороны

Китайским специалистам ситуация видится иначе. Заместитель генерального директора турфирмы «Роки Артур» при Китайском деловом центре в Санкт-Петербурге Юань Линьлинь разъяснила нам, на чем основано почтительное отношение жителей Поднебесной к янтарю:
«Это самая легкая драгоценность в мире, которая может быть разных цветов и оттенков. Кроме того, янтарь имеет особое значение для мировых религий и очень почитается в религиях Китая. Мы считаем, что носить янтарь – хорошо для здоровья. В традиционной китайской медицине существует способ измельчения янтаря в порошок, что используется для укрепления здоровья. А Янтарная комната – это место, где все наши соотечественники особенно хотят побывать, потому что в мире такая только одна».

По ее мнению, объяснимо и питание экскурсионных групп именно в китайских ресторанах, потому что русская еда кажется туристам слишком пресной. К тому же обслуга в местных ресторанах, как правило, медлительна, да и цены у россиян выше.

Среди китайцев встречаются и те, кто не просто восхищается золотыми куполами наших соборов, Эрмитажем и Янтарной комнатой, но и остается в городе на Неве навсегда.

«В среднем, в Санкт-Петербурге на постоянной основе живут от 8 до 12 тыс. китайцев. Эта цифра держится уже более-менее давно. Причем, они не уезжают обратно домой, как из Москвы, а остаются. Текучка меньше, чем в столице», – рассказал председатель Китайского общества Санкт-Петербурга, генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка Чэнь Чжиган.

Он замечает, что значительная часть таких переселенцев – это молодые люди, которые попали сюда по студенческим обменам.

«В России, и особенно в Санкт-Петербурге, есть много хороших вузов. Академия художеств им. Репина, государственная консерватория им. Римского-Корсакова – китайская молодежь стремится попасть в них, ведь это как пропуск в будущее. Не говоря уже о том, что в Китае высоко ценят российскую культуру, знают русскую живопись, русский балет», – продолжает Чэнь Чжиган.

«Одна девушка, она играет на виолончели, как-то мне сказала: если смогу получить диплом Санкт-Петербургской консерватории, то потом в Китае мне будет вообще не сложно найти работу. А кто хочет у нас работать педагогом, приезжает учиться в университет им. Герцена. Этот диплом считается в Китае очень престижным», – вступает в разговор Юань Линьлинь.

Нужен хайп

«Как и все популярные туристические центры, Санкт-Петербург страдает «венецианским синдромом» – общей усталостью людей от туристической суматохи, когда кажется, что город тебе уже не принадлежит, – комментируют в турассоциации «Мир без границ».
– Здесь, наверное, есть два выхода. Во-первых, почаще разъяснять, что такое въездной туризм, и почему лучше, когда турист едет, чем когда его нет. И для города, и для страны. Во-вторых, нужно стремиться более активно привлекать туристов в межсезонье. Перераспределение потока было бы выгодно всем».

Молодые китайцы, хотя и являются коммунистами или, как минимум, детьми коммунистов, уже не сильно интересуются городом на Неве как колыбелью трех революций. Им заново приходиться отвечать на свой вопрос – зачем отправляться в Россию и Санкт-Петербург?

«Для нового, «мобильного» поколения, прежде всего, важна связь места с современной, понятной им культурой, хайпом. Этого сейчас у России нет, за исключением, наверное, Байкала… Возможно, таким «аттрактором» станет Чемпионат мира по футболу 2018. Но для должного хайпа необходимо, чтобы в процесс продвижения включились и китайские селебрити, в том числе блоггеры, известные путешественники», – размышляет Виктория Баргачева.

Впрочем, цифры свидетельствуют, что путешествие в Санкт-Петербург кажется китайцам все более привлекательным. В 2017 году с Северной столицы свое путешествие по безвизовой программе начали почти 148 тыс. китайцев, что в два раза больше, чем годом раньше. А только за первый квартал 2018 года было зафиксировано 24 тыс. прибытий китайских безвизовых туристов в Санкт-Петербург, что в 2,5 раза превышает прошлогодние показатели за тот же период.

Кирилл КУДРИН
КОММЕНТАРИИ:

Виктория Баргачёва

Виктория Баргачева, президент Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка:

«Групповых бюджетных туристов уже слишком много, они создают огромную нагрузку на инфраструктуру, часто вытесняя других гостей. И совокупная прибыль от них, остающаяся в России, минимальна. А вот «нормальных путешественников» из Китая у нас еще недостаточно. Проблема не в том, что для этого мало подготовлен сам город и его инфраструктура – он мало узнаваем среди современных китайцев».

Владимир Бортко, гид-переводчик:

«Китайский турист консервативен в своей массе. Молодежь уже другая, но к нам едут в основном люди среднего возраста и старше. Что касается обслуживания, 90% идет на китайские «серые» фирмы. Но это не связано с тем, что путешественники из Поднебесной любят своих! Просто цель китайского туризма во всем мире, что в Таиланде, что в Европе – замкнуть все на себя. Деньги за обслуживание китайцев в России часто не покидают пределов КНР. Ресторан в Питере принадлежит Вану, а турфирма в Китае – Чжану. Ван кормит туристов здесь, а Чжан там отдает деньги за это его родственникам».

Евгений Куделя, советник главы Ростуризма:

«Не нагнетайте страсти, будто все пропало и нас захватывают. Мы направляли информацию в правоохранительные органы. Они провели проверку, которая показала: наши китайские коллеги не нарушают российское законодательство. Говорили, что нет учета людей, которые поели – общественное питание находится на вмененном налоге, раз в год заплатил – и все. Что он нарушает? Далее – принимающая сторона должна быть тур­оператором. Если начинаем выяснять, оказывается, что списки подписаны представителем туроператорской компании, печать стоит, живые люди есть.

Иностранные коллеги могут почувствовать недружественные шаги со стороны России и ответить симметрично. Нельзя так огульно говорить. Покажите нам рестораны без вывесок, магазины с золотом и янтарем – нет никого».

Наша справка:
Среднестатистический китайский турист в Россию покупает дешевый тур «все включено», едет в составе группы 30-45 человек. Средняя стоимость тура на 8-9 дней – от 400 до 800 долларов за полный пакет. Возраст 50+. А так называемый luxury-гость никогда не едет в составе группы. Либо с семьей, либо с друзьями, до пяти человек. Часто совмещает поездку в Россию с путешествием в Европу. Не пользуется услугами турагентства, предпочитают принимать решение на месте: о том, где поесть, куда сходить, во сколько просыпаться. И сторонится массового соотечественника.

Кирилл КУДРИН