Мусор не против бизнеса?

Мусорная реформа, стартовавшая в Петербурге с 1 января 2022 года, обернулась коллапсом, выход из которого пытались найти совместно чиновники, предприниматели и «Невский экологический оператор».

Новый региональный оператор переоценил свои силы и недооценил объемы мусора, которые ему предстоит вывозить из городских дворов. Пожалуй, такого количества жалоб на работу коммунальных служб Смольный не получал никогда. С просьбой наладить взаимодействие с «Невским экологическим оператором» обратились в КППИТ и петербургские предприниматели.

Договоры не заключены, контейнеры не предоставлены

По словам генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаила Лобина, региональный оператор вошел в мусорную реформу абсолютно неподготовленным.

«Когда крестьянин хочет получить урожай, он сначала подготавливает почву, пашет землю, потом сажает, удобряет, обрабатывает и через положенный срок собирает урожай. А у «Невского экологического оператора» до сих пор не заключены договоры по вывозу мусора с нашими ведущими промышленными компаниями», – отметил он.

Так, выступая на совместном заседании, представители «Балтийского завода» пожаловались на то, что заявку на вывоз мусора, как и многие другие промышленные предприятий, они подали еще в декабре, но до сих пор договор не заключен. А ведь на судостроительном заводе каждый год собирается по 50 тонн мусора – такие объемы отходов могут завалить любое предприятие, остановив производство.

По словам начальника транспортного цеха «Балтийского завода» Андрея Макеева, до сих пор не ясна и позиция «Невского экологического оператора» о том, будут ли предоставлены мусорные контейнеры. «На наш запрос был получен ответ, что такой возможности у них нет. Это значит, что придется еще и за свой счет покупать 10-12 контейнеров? В предыдущие годы операторы предоставляли их в аренду – это входило в пункт договоров», – уточнил Макеев.

В свою очередь Михаил Лобин заявил, что, если новый региональный оператор, опираясь на законодательство, заставляет предприятия вывозить мусор в собственных контейнерах, то об этом необходимо было проинформировать представителей бизнеса еще в прошлом году.

«Если у НЭО до сих пор не заключены договора с нашими ведущими промышленными предприятиями, то я бы посоветовал оператору как можно быстрее посмотреть логистику, по которой он обязуетесь вывозить мусор и срочно занятья оперативной работой по заключению с договоров с предпринимателями», – подчеркнул он.

Еще одна проблема, о которой говорили представители промышленных предприятий: как оператор собирается организовывать вывоз мусора с закрытых территорий, куда посторонним вход запрещен. Например, в Морском порту.

«Мы готовы обсуждать с оператором НЭО схему, по которой могли бы сами привозить мусор из всех точек и складировать его на одной общей площадке, но пока ответа на этот запрос, впрочем, как и на многие другие, не получили», – констатирует Андрей Макеев
.
Оказались не готовы

Гендиректор компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктория Шамликашвили, представляя на заседании всю «сферу гостеприимства», напомнила, что подготовка к работе и набор персонала начинается за год до открытия отеля.

«Представьте себе, отель открылся, а посетителям говорят, что, мол, у нас нет отопления, номера некому убирать, потому что еще не успели набрать штат горничных, нет поваров, поэтому придется потерпеть. О том, что мусорная реформа докатится до Петербурга, мы знали еще три года назад, и все равно не подготовились», – возмутилась она.

Шамликашвили убеждена: проблемы у бизнеса возникают не только потому, что теперь нельзя брать мусорные контейнеры в аренду, но еще и оттого, что не понятно, как вести раздельный сбор отходов. «На сегодняшний день нет четкого понимания – имеем ли мы право вести раздельный сбор мусора или заключать отдельные договора на вывоз бумаги, стекла или пластика», – констатирует она.

Благодарим за терпение – проблемы услышаны

Говорили представители сферы гостеприимства и о том, что в связи с началом мусорной реформы у каждого предпринимателя есть свои вопросы к экологическому оператору. Например, представители малого и среднего бизнеса, имеющих павильоны и ларьки, хотят понять, как им поступать с отходами. Ранее они арендовали контейнеры у ТСЖ или жилкомсервиса, и это входило в арендную плату. Не станет ли обязанностью теперь покупать пухто и ставить рядом с НТО?

«Бизнесу необходимо знать телефоны, по которым можно было бы вести прямой диалог с оператором. Наш прекрасный город должен быть прекрасен во всем и на его улицах не должно быть мусора», – заявила Виктория Шамликашвили.

Директор по клиентскому обслуживанию АО «Невский экологический оператор» Екатерина Букатина признала, что в работе НЭО есть недочеты.

«Реформа проходит с накладками, но мы ее нормализуем. Сегодня находимся в активной стадии заключения договоров, но на это тоже требуется время. Благодарим бизнес за терпение, мы ваши проблемы услышали», – резюмировала она. Представитель НЭО также пообещала учесть «все острые углы и моменты» в работе. И напомнила, что всем региональным операторам, проходившим путь становления, требовалось время на то, чтобы войти в нормальное рабочее русло.

Итогом совещания стало решение о закреплении за компаниями персональных менеджеров, которые будут помогать в решении возникающих договорных вопросов. Ну и пожелание, чтобы город в ближайшее время смог не только преодолеть мусорный коллапс, но стать лидером среди остальных мегаполисов по эффективности борьбы с бытовыми отходами.

Светлана СМИРНОВА