Работайте, коммерсы, пока у Смольного денег нет

В непрекращающихся «стычках» представителей власти и петербургских предпринимателей неожиданно нашлось место консенсусу. Чиновники вдруг согласились заключить перемирие – на бизнес, сдающий торговые объекты в аренду, временно закрыли глаза. Взамен город мечтает устанавливать собственные НТО, только денег нет.

Комитет имущественных отношений вновь встретился с коммерсантами, чтобы обсудить их судьбу. Подобная встреча с рассмотрением так называемой «100-метровой охранной зоны» уже сводила вместе сотрудников КИО и предпринимателей. Тогда бизнесмены с трудом сдерживали свои эмоции.

На этот раз чиновники умело выбрали себе более спокойного оппонента. Одну сторону овального стола заняла команда имущественного блока: зампреды КИО Марина Янкина и Александр Якушев, юристы и начальники профильных структурных подразделений. По другую сторону находились петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов и глава «Союза малых предпринимателей» Владимир Меньшиков. Как выяснил корреспондент «Новостей малого бизнеса», многие бизнесмены (обычно участвующие в подобных дискуссиях) не были оповещены о тет-а-тете.

Можно констатировать – в КИО научились переигрывать недовольных коммерсантов. Едва активные предприниматели сообщили журналистам о намерении обсудить в петербургском пресс-центре «Росбалт», что чиновники задумали удушить бизнес, как Смольный наскоро собрал «договорной саммит». И опередил активистов на три часа. Собеседники «Новостей малого бизнеса» подчеркнули: чиновники в последнее время применяют необычную тактику – бьют на опережение в потенциально конфликтной ситуации.

В конце марта на сайте правительства Петербурга был опубликован проект постановления, в котором оговаривался запрет субаренды торговых объектов: «обязанность по использованию земельного участка (...) исполняется предпринимателем лично». Еще в одном пункте подчеркивалось невозможность «... допускать на место размещения НТО иных лиц для ведения любой деятельности, в том числе предпринимательской ...».

«Фактически, мне юристы подтвердили, если формулировка будет принята, то нельзя будет вызвать клининговую фирму и устанавливать банковские терминалы. В автосервисе нельзя разместить кафе, пока клиентам ремонтируют автомобили. Даже вендинговый автомат с кофе там невозможно будет поставить, – предупредил чиновников Владимир Меньшиков. – Это же затронет и фермерские хозяйства, мало кто производит всю гамму товаров, поэтому большинство фермерских магазинов – кооперации.
Формулировки, на мой взгляд, требуют корректировки».

На это замглавы КИО Марина Янкина доверительно предложила спикеру самому «сформулировать этот пункт». Меньшиков явно был не готов к такому ходу: «Бизнес сам может отрегулировать рынок, если мы избежим спекулянтов и мошенников на торгах. Когда выиграли 10 метров, а поставили 20, и начали продавать шаверму вместо печатной продукции».

Недолго откладывая, чиновники пустили в ход свой козырь. Марина Янкина рассказала, что профильное ведомство провело собственное расследование и пришло к выводу: петербургский рынок НТО контролируется «торговой мафией».

«Комитетом проведен анализ тех юридических лиц, которые имеют действующие договора аренды на размещение НТО. Оказалось, что максимальное количество НТО у девяти организаций по всему городу. Это выявленные бенефициары, которые являются владельцами (торговых точек – прим. ред.) через цепочку фирм. Разве это правильно для развития малого и среднего бизнеса?» – выдержав театральную паузу, уточнила она.

Однако в теории «мафиозного» заговора усомнился бизнес-омбудсмен Александр Абросимов: «В прошлом и позапрошлом году органы госвласти провели хорошую работу – убрали ряд таких бенефициаров. Нет таких людей, которые заработали баснословные деньги в мелкорозничной торговле. Сюда идут люди, которые потеряли работу. И да, такой человек придет к посреднику (владельцу торговой точки – прим. ред.), чтобы запустить дело».

Если чиновники считают, что сдача торговых объектов третьим лицам в аренду – это зло, то есть вариант создавать государственные НТО. Александр Абросимов рассудил, что тогда и вопрос, позволительно ли тому, кто построил на арендованной городской земле свой павильон и затем передал его торговцу, отпадет сам собой. Представители КИО заметили: планы такие существуют, но нет денег.

«Есть уже проект постановления правительства Петербурга, который дает право городу приобретать НТО. Первоначально планировалось установить 3-5 объектов площадью 11-15 кв. м, включая оборудование и подключение к коммуникациям. Мы предлагали выделить 10 млн рублей, но пока эта строка в бюджет не попала. Возможно, попадет на следующий», – уточнил и.о. начальника управления нормативно-методического обеспечения КИО Максим Аксенов.

«Если вы хотите бороться с «посреднической» деятельностью, то давайте закроем бизнес-центры», – выкинул Абросимов свой джокер. Спорить с ним не стали. «Критика принимается», – согласилась Марина Янкина.

Отсылки Александра Абросимова к тезису Владимира Путина о повышении доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны (к 2030 году), окончательно убедило чиновников в необходимости перейти к переговорам: «Что вы предлагаете?»

Предприниматели тут же перехватили инициативу. И предложили Смольному дождаться судебных решений по делу ООО «Афина». В 2015 году коммерсантам город отказал в продлении договора аренды – из-за «субаренды». В 2017-м Арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области выступил на стороне предпринимателей, после чего КИО подал апелляционную жалобу. Однако рассмотрение дела приостановили – чиновники вновь судятся с ООО «Афина», но уже по поводу «демонтажа самовольных построек».

Практически все собеседники «Новостей малого бизнеса» сошлись во мнении, что на судебные разбирательства может уйти до полугода. Однако служители Фемиды вряд ли поменяют свое мнение, уверена глава общественного движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина.

«Мы пока не слышали от них иных доводов. Перемирие – это не шаг навстречу, у них просто не было иного выбора. У них просто не вышло проскочить с этими поправками – их заметили. Видимо, они хотят потянуть время, чтобы что-то придумать. Цель одна – убрать малый бизнес и заменить его крупным», – убеждена активист Гришина.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ