Отступники

По мнению активистов профсоюза «Наше право», за очередным скандалом вокруг торговой зоны около станции метро «Старая деревня» стоит «административный рэкет». Правда, пока обвинения, прозвучавшие в адрес чиновников, больше похожи на эмоциональный поток сознания. Сами дольщики высказываются более конкретно, указав на некоторые любопытные детали возможной схемы их вывода из прибыльного бизнеса.

Пресс-конференция под названием «Малый бизнес Петербурга: административный рэкет, подлоги и передел рынка» должна была раскрыть сенсационные подробности личного участия высокопоставленных персон Северной столицы в захвате чужой собственности.

Экс-депутат петербургского ЗакСа Сергей Гуляев напомнил присутствующим, что малые предприятия являются старой и больной проблемой города, а уничтожать их начали еще за десять лет до «собянинских» зачисток. По мнению Гуляева, вместе с массовым сносом ларьков у прежних властей Петербурга появилось непреодолимое желание подвинуть предпринимателей с перспективных площадей Хасанского рынка, Апраксина двора, Старой Деревни.

«История со Старой Деревней тянется с 1990-х годов, – заметил активист. – Как только было открыто метро, предприниматели поставили там три торговых комплекса. Вкладывали туда немалые деньги. Надеялись на развитие торговли. Им предлагали все новые и новые условия, вначале продлили договор аренды на три года, потом вообще сказали, что это будет их последняя аренда. За продление назначали суммы в полмиллиона долларов. Потом были битвы с бандитскими крышами, которые закончились покушением на Игоря Коренкова (глава профсоюза «Наше право» – РЕД.). Бандитская доля была 20%. «Ходоки» от администрации Петербурга попросили половину…».

Опустим некоторые хронологические неточности, прозвучавшие в выступлении экс-депутата. Отметим лишь, что покушение на главу «Приморской строительной компании» (ПСК) господина Коренкова случилось несколько раньше, чем «разборки» с администрацией Валентины Матвиенко, фамилии «ходоков» от которой, к сожалению, так и не прозвучали в ходе пресс-конференции.

Само же покушение на жизнь главы профсоюза «Наше право» заслуживает того, чтобы вспомнить о нем подробнее.
Судя по всему, под битвами «с бандитскими крышами» экс-депутат подразумевал финансовые разногласия Игоря Коренкова с бывшими соучредителями компании ООО «Ника плюс» – Андреем Рыбкиным и Александром Баскаковым. Отметим, что последний долгое время успешно совмещал предпринимательскую деятельность с активным участием в преступной группировке ныне осужденного Владимира Барсукова (Кумарина). Рыбкин и Баскаков совместно с Коренковым создали «Ника плюс» – как полагали правоохранительные органы, именно через эту организацию «тамбовское» ОПС легализовывало захваченные преступным путем петербургские предприятия. Доля Игоря Коренкова в «Нике плюс» составляла 31%, доля его партнеров по бизнесу – 69%.

По версии следствия, Баскаков и Рыбкин настаивали на уменьшении доли своего третьего партнера, а также обвиняли его в денежном обмане. По версии Игоря Коренкова, именно он стал жертвой обмана «тамбовцев», которые не отдали ему прибыль от работы торгового комплекса. В результате он вышел из состава учредителей «Ники плюс», переоформив на бывших партнеров документы и аренду на участок с торговым комплексом.

Как потом потерпевший рассказал корреспондентам «Фонтанки.ру», бывшие партнеры хотели убить его в назидание остальным – «чтобы не уходил от крыши», к тому же у него оставался соседний участок в районе «Старой деревни» с ТК. Срок аренды на землю заканчивался в середине 2005 года, и бывшие соучредители активно претендовали на его дальнейшую эксплуатацию.

Покушение на Игоря Коренкова было совершено в ночь на 31 декабря 2003 года. Несмотря на четыре огнестрельных ранения он остался жив. Обвинение в этом преступлении было предъявлено Александру Баскакову, экс-депутату Законодательного собрания Ленобласти Андрею Рыбкину, Альберту Старостину, Виталию Холопову и Олегу Кумище. Позже часть осужденных, по словам Игоря Коренкова, скончалась в тюрьме.

Учитывая крутые нравы 90-х годов, воздержимся от оценки сотрудничества будущего профсоюзника с «тамбовцами», которое по диким законам того времени могло быть и вынужденным. Впрочем, учитывая заслуженную биографию самого Игоря Коренкова, наше предположение может быть излишне дипломатично. К тому же сложно не заметить, что обстоятельства покушения на лидера профсоюзных предпринимателей на тот момент мало вписывались в историю доброго Робина Гуда от МСП.

Хороший. Плохой. Злой.
О том, что произошло после неудавшегося заказа, журналистам в ходе пресс-конференции рассказал сам Игорь Коренков.
Печальная участь участка площадью в восемь тысяч квадратных метров, который ПСК арендовала у города в 2002 году, в среде петербургского бизнеса уже хорошо известна.

По словам Коренкова, впервые земля около «Старой деревни» была арендована им еще в конце 1980-х годов. По Генплану в том месте проходила магистраль, которую, впрочем, со временем «похоронили». Но именно в связи с этим обстоятельством капитальная застройка данной территории не предусматривалась, поэтому ПСК получила разрешение на строительство и проектирование временного торгового комплекса, состоявшего из трех павильонов. К строительству были привлечены дольщики, главным же инвестором проекта оставался сам Коренков.

Последний возведенный им павильон «Грацио» заработал в середине 2005 года. Однако вскоре предпринимателям, обустроившим территорию и проложившим за свой счет коммуникации, отказали в продлении договора аренды. Многие из них не успели отбить даже часть вложенных средств, не удивительно, что коммерсанты вошли в период длительных судебных тяжб с чиновниками.

В судах КУГИ уверял, что торговцы существенно нарушили договор аренды, захватив дополнительную территорию порядка 1750 кв. метров и засеяв пространство палатками и шатрами. К тому же правительство Валентины Матвиенко как будто кстати выпустило историческое постановление от 29 октября 2007 года. Согласно новым требованиям, площадь земельного участка для размещения некапитальных ТК не могла превышать 500 кв. метров, площадь павильонов – 150 кв. метров, а высота ограничивалась 4 метрами.

В свою очередь, коммерсанты отметили, что их участком заинтересовалась «Группа инжиниринг», которую, по утверждению Игоря Коренкова, активно лоббировал тогдашний председатель комитета по строительству (будущий строительный вице-губернатор) Роман Филимонов.

«Это была жульническая схема, благодаря которой из бюджета города украли более ста миллионов рублей, – утверждает Коренков. – «Инжиниринг» взял разрешение на строительство паркинга, позже на торговый комплекс. Они получили инвестиционный договор с городом, вырыли котлован, потом получили свидетельство на собственность на незавершенное строительство. Достраивали здание до нужных этажей уже как собственники. Мы не можем доказать, что построенный тогда комплекс принадлежит Филимонову, но переговоры велись именно с ним».

В свое время подобные схемы действительно активно использовались в Петербурге, вероятно с ними знаком любой журналист, писавший в строительстве в середине 2000-х годов.

Справедливости ради отметим, что другие заключения лидера профсоюза «Наше право» действительно можно назвать сенсационными.

По словам Коренкова, строительный вице-губернатор активно и открыто на заседании в Смольном говорил о своем лоббировании решения Арбитражных судов против ПСК.

В «чиновничий рэкет» активно вмешался и зампред КЭРППиТа Дмитрий Быков.

«У Финляндского вокзала сейчас стоит двухэтажный павильон. Я не проверял, но кто-то знает, что он принадлежит структурам Быкова. В свое время там тоже стояли объекты. Это была хорошо отработанная схема – выгоняли предпринимателей и забирали себе все. На месте Хасанского рынка построили комплекс за миллиард рублей. Кто занимается строительством знает, что и 300 миллионов рублей было бы много для такой стройки. Зато выгнали предпринимателей, наверное, сейчас он стоит и пустует», – сделал неожиданное заключение Игорь Коренков, продолжая попутно разоблачать сообщников Романа Филимонова.

Так, по его версии, в деле ликвидации малого бизнеса участвовал глава ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислав Пиотровский, который, судя по всему, организовал круглосуточную слежку за Игорем Коренковым, и председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Елена Церетели. Она, со слов профсоюзника, «создавала интрижные схемы». Правда, их содержание Коренков так и не пояснил, вменив, впрочем, Церетели в вину ушедшие «налево» деньги под программы поддержки бизнеса, а также ремонт Дома предпринимателя: по мнению Игоря Коренкова эти деньги можно было потратить куда более благоразумнее.

Далее наступил черед бичевания более молодых реформаторов. Созданный год назад Комитет имущественных отношений (КИО), по мнению Игоря Коренкова, является организованной преступной группировкой. Во-первых, КИО закрыт и до него сложно достучаться. Во-вторых, в ведомстве придумали преступную схему, отдав мобильные торговые места около метро «структурам, близким чиновникам». Имена последних спикер вновь не уточнил. Неужели речь идет о мурманских чиновниках, в угоду которым КИО «отстегнул» места «Таните Фиш»?

Впрочем, разоблачения на этом не закончились: выяснилось, что теперь через год после начала торговли с МТС предприниматели-автолавочники смогут продавать (!) свои места. Якобы это изменение тоже было пролоббировано в верхах. Конечно, сложно даже представить подобный договор купли-продажи: наверное, никому доселе неизвестные поправки лоббировали очень влиятельные люди.

Впрочем, ни журналисты, ни гости мероприятия могли бы и вовсе не услышать захватывающую бандитскую сагу в исполнении Игоря Коренкова, если бы «крестная мать» ОПГ – глава КИО Юлия Лудинова довела бы до конца свой вероломный план по устранению главного свидетеля своих бывших и будущих злодеяний.

«Когда мы только назначили эту пресс-конференцию, ко мне домой пришли бандитствующие лица, – рассказал Игорь Коренков. – Они вламывались в дом и уехали за несколько минут до прибытия полиции. Илью (Илья Трудов – зампредседатель профсоюза «Наше право» – РЕД.) тоже разыскивали неизвестные лица. Поэтому если кто-то думает, что у нас в КИО и в судах сидят хорошие чинные лица, то это неправда… Это просто часть бандитской структуры, им отведена такая роль. Надеюсь, что губернатор Полтавченко сможет разобраться и навести порядок среди тех бандитов, что его окружают», – на этой оптимистичной ноте Коренков закончил свое выступление, оговорившись, впрочем, что все сказанное – его личное мнение.

Сложно сказать, пошло ли на пользу дольщикам комплекса у «Старой деревни» столь голословное откровение главного инвестора их проекта. Ведь, как вспомнил корреспондент «Новостей малого бизнеса», нередко именно к таким приемам прибегали спецслужбы, чтобы скомпрометировать протестное движение или оппозиционные партии. Впрочем, не исключено, что сенсационные заключения главы профсоюзов были вызваны тяжелейшим нервным перенапряжением, в противном случае редакция «Новостей малого бизнеса» ждет подтверждения выдвинутых Игорем Коренковым обвинений, которые с радостью опубликует на полосах издания. К слову, сами дольщики были более сдержаны в оценках персон, повлиявших на тупиковую ситуацию, в которой они оказались.

Товар или арендодатель
«Комплекс павильонов у «Старой деревни» принадлежал ПСК, которая возводила его с участием дольщиков, – рассказала «Новостям малого бизнеса» предприниматель Людмила Дмитриева. – Был план, согласно которому каждый вносил свою сумму, а сами павильоны строились примерно с 2002 по 2005 годы. Мне принадлежат метры в объекте «Грацио», который заработал с середины 2005 года. Понятно, что, когда пришло уведомление о расторжении аренды договора с КУГИ, мы были в шоке. Всем обещали, что нас не будут трогать девять лет, мы же на свои деньги провели коммуникации, построили помещения. Никто не успел отбить даже части вложенных средств, поэтому началась борьба».

Тяжбы, ведущиеся с переменным успехом, закончилась победой предпринимателей. Однако, по словам Дмитриевой, уже в 2010 году Игоря Коренкова заставили выйти из состава учредителей ПСК – тому пришлось уступить свои доли в компании в обмен на то, что остальных дольщиков не больше тронут. С тех пор и вплоть до 2015 года люди свободно распоряжались своими площадями. Однако в августе прозвенел первый тревожный звонок.

«Позвонили арендаторы и сказали, что меня вызывает новый владелец комплекса Сергей Рыбин. Разумеется, я пришла на встречу и получила «сногсшибательное» предложение: заключить договор аренды. Ведь я дольщик, поэтому могу заключать только договор на оказание услуг», – пояснила собеседница «Новостей малого бизнеса».

Шестого февраля 2016 года, по словам свидетелей, в комплексе начали происходить страшные события. Новые владельцы опечатали помещения арендаторов и вывезли их имущество. В обмен на возврат товара от них потребовали заключить договора аренды напрямую с комплексом, минуя арендодателей – дольщиков.

«С мая на моем месте работают предприниматели, которые торгуют финской одеждой. Там товар на миллионы рублей, недавно они получили новую партию. Люди приходят и видят, что помещение опечатано, продукции нет. В обмен на товар им предлагают заключать договор напрямую, минуя меня. Что оставалось делать? Конечно, они заключили…» – пояснила ситуацию Людмила Дмитриева.

«Я был одним из первых дольщиков комплекса у «Старой деревни», – в свою очередь рассказал «Новостям малого бизнеса» коммерсант Алексей Козлов. – Это было обыкновенное долевое строительство – первоначальный взнос, деньги, метраж. Я внес 17 тысяч долларов за 25 метров – на эту сумму тогда можно было купить квартиру. Все эти годы с периодическими наездами мы просуществовали. Когда Коренкова вынудили переуступить свои доли, он сделал это – лишь бы не трогали нас. И действительно, на время все затихло. До 2015 года все жили спокойно. В начале февраля 2016-го наше имущество начали вдруг вывозить, сообщив нам, что мы здесь никто. Условия такие: или подписывай договор, в котором и слова нет о том, что ты дольщик, или выметайся. Я вынужден буду подписать. Бизнес невыгоден, ведь теперь за аренду мы платим 1500 рублей за квадратный метр. Но я подожду. Может быть ситуация и изменится».

Основной причиной сложившейся ситуации люди видят судебную тяжбу, затеянную между хозяевами ПСК, а также мошенническую схему заключения договора аренды с «левой» организацией, которую якобы провернул КУГИ.

«В 2014 году один из новых учредителей, Юрий Дерюгин, подал иск на ПСК о выделении долей, – пояснила свои предположения Людмила Дмитриева. – Суд затребовал экспертизу стоимости объектов ПСК, которую эксперты оценили в более чем 190 млн рублей. То есть тогда компания спокойно выступала ответчиком. И вдруг выяснилось, что имеется договор купли-продажи, согласно которому еще в 2011 году «Приморская» продала все свое имущество компании «Линда», которая тоже продала его господину Лебедеву, а тот – Сергею Рыбину. Предполагаю, что схема были придумана одним из учредителей, чтобы уйти от судебных претензий. Они прикрывали себя от судов, не понимая, что вся собственность должна пройти госрегистрацию. Но с момента, как Игорь Владимирович Коренков вышел из состава учредителей, это имущество не было ни разу зарегистрировано. Более того, при совершении сделок они предоставили договор аренды 2002 года, который закончился в 2005-м».

Кроме того, по словам собеседницы, в декабре 2013 года сотрудниками КУГИ был составлен договор аренды с некой «Приморской торговой компанией», которая была учреждена в январе 2013 года. Правда, в качестве обоснования заключения договора составители документа перечислили четыре документа, имеющие отношение к ПСК. Дольщики уверены, что в данном случае имела место вовсе не техническая опечатка, а намеренно подтасованные данные.

Любопытно, что в 2013 году ПСК уже пытались ликвидировать как юридическое лицо. Впрочем, тогда это сделать не удалось, поскольку организация одновременно участвовала в нескольких судах. В настоящее время бывшая компания Игоря Коренкова перерегистрирована в городе Хасавюрт (Республика Дагестан): теперь ее возглавляет некто Рамазан Юсупов. 18 декабря 2015 года был запущен процесс ликвидации. Предприниматели уверены, что после того, как организации не станет, с ними вообще перестанут церемониться. Ведь тогда они станут дольщиками несуществующей компании.

Яна ПЛОТНИКОВА, фото http://sluhi.com.ua и http://dostyp.com.ua