Непоследовательный МЭР

В сообщении ведомства есть ссылка на послание Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2014 года: «Особый акцент был сделан на важность мер сохранения предпринимательской активности. Кроме того, на заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей Президентом была отмечена необходимость дальнейшего расширения свободы для бизнеса и создания благоприятных условия предпринимательской деятельности». То есть в России появится благоприятный предпринимательский климат, если облегчить уклонение бизнесменов от уголовной ответственности в юридической плоскости, а не бороться с естественными монополиями и произволом чиновничества.
Беспокойство федеральных чиновников легко объяснить. По данным МЭР, из 40 тысяч уголовных дел по экономическим преступлениям, рассматриваемым ежегодно в российских судах, 90% завершаются для обвиняемых отрицательно. Из этих 90% каждый пятый оказывается приговоренным к лишению свободы.
Глава профсоюза работников и предприятий малого бизнеса «Наше право» Сергей Веснов затрудняется дать однозначную оценку этой инициативы: «Главное понять, на кого это направлено. Если речь идет о наведении порядка, наказание должно быть неотвратимым. В действиях власти должна быть последовательность. А когда мы видим наказание Евгении Васильевой в виде всего пяти лет лишения свободы за миллиардные кражи, доверие к власти не наблюдается».
Собеседник «Новостей малого бизнеса» согласился, что 7200 осужденных в год – большая цифра. Кажется, что судьям легче осудить человека, чем разбираться в нюансах дела.
«Главная проблема – в стране царит правовой нигилизм. Закон не собираются соблюдать ни предприниматели, ни представители власти, ни силовики», – уверен глава профсоюза.
Правильным, но недостаточным шагом считает инициативу МЭР директор Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Кайсаров: «Страна живет в серьезном дефиците доверия. Власть не доверяет бизнесу, потому что хорошо помнит опыт 90-х, бизнес не доверяет власти, потому что сегодня наблюдаются метания госаппарата из стороны в сторону. Чтобы получить полную картину, достаточно добавить суды, весьма вольно трактующие правовые нормы. Все помнят, что в период предыдущего кризиса 2008—2009 годов государство поддержало крупный бизнес, а потом подняло размер социальных выплат, что ударило в первую очередь по малым предпринимателям. Получилось, что помогали одним, а спрашивают с других».
Увы, в условиях выборочного отношения служителей Фемиды к букве закона и пиетета перед крупным бизнесом и госкапиталом, любые инициативы по либерализации законодательства, скорее всего, будут играть на руку одним, совершенно конкретным слоям общества. И окажутся бесполезны для остальной его части.

Герман КОСТРИНСКИЙ

НАША СПРАВКА:
Бизнес-омбудсмен Бориса Титов утверждает, что количество экономических преступлений в России идет на убыль: в 2014 году правоохранители зарегистрировали 212,316 тыс. преступлений, что на 12 тыс. меньше, чем в 2013году. Титов проводит тезис о «постепенном снижении давления правоохранительных органов на бизнес» и уменьшении числа зарегистрированных преступлений на 77% с 2008 года.
Однако в стране растет число осужденных по экономическим статьям – в 2014 году 36,389 тыс. человек, или на 186 человек больше, чем в 2013 году. Число осужденных к лишению свободы достигло 7 141 человека, увеличившись на 5%. Бизнес-омбудсмен опасается, что количество уголовных дел по статьям мошенничество в сфере кредитования и предпринимательской деятельности увеличится из-за кризиса.