Городские против областных

Санкт-Петербургская ассоциация перевозчиков пассажиров пытается опротестовать объявленные в августе конкурсы на право работать в Ленинградской области в 2012—2017 годах. Результаты их пока не оглашены. По мнению бизнеса, конкурсная документация противоречит законодательству, поскольку «заточена» под областного перевозчика.
НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров» обратилось в областную прокуратуру, управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области и арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области. Столь масштабное недовольство перевозчиков вызвали конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок наземным транспортом регулярного пригородного сообщения на 2012—2017 годы. На пяти тендерах, объявленных областью в августе, разыгрывается обслуживание 15 маршрутов в Тосненском районе, 25 — в Ломоносовском, 34 — в Кировском, 8 — в Выборгском, 19 — во Всеволожском. Обслуживать их должны преимущественно автобусы средней вместимости.
В первую очередь ассоциация обвиняет областной комитет в превышении полномочий. Перевозчиков не устраивает, что большая часть маршрутов (66 из 101 разыгрываемого маршрута) начальной или конечной точкой имеют Петербург — или последние на ветках станции метро, или пригороды. При этом, как утверждают в ассоциации, область не имеет соглашения с городским комитетом по транспорту насчет работы победителей областных тендеров на территории города. По мнению ассоциации, в таких условиях работа перевозчиков, выбранных Ленобластью, в Петербурге окажется незаконной.
Как утверждает Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров, городской комитет по транспорту требовал от областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре приостановить конкурсные процедуры, поскольку упомянутое выше соглашение между комитетами было подписано в 2009 году лишь со стороны Александра Кадырова, экс-главы городского ведомства, но не было принято Леонидом Теребневым, бывшим председателем областного комитета. В комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области опровергают эту информацию, говоря о том, что соглашение имеет силу и действует до 2014 года. Получить комментарий городского комитета по транспорту вчера не удалось.
Также в Ассоциации перевозчиков пассажиров полагают, что областной комитет вышел за рамки своих полномочий, выбирая перевозчиков для работы на межмуниципальных и пригородных маршрутах при отсутствии реестра маршрутов Ленинградской области (перечень пригородных и межмуниципальных маршрутов, пролегающих на территории субъекта федерации). По мнению заявителей, это противоречит постановлению областного правительства от 30.12.2005, согласно которому договор о транспортном обслуживании «должен содержать обязательства перевозчика осуществлять пассажирские перевозки по одному или нескольким межмуниципальным и пригородным маршрутам, учтенным в реестре маршрутов Ленинградской области».
Помимо этого, ассоциация обвиняет областной комитет в нарушении антимонопольного законодательства. По словам Василия Киселева, в состав лотов, разыгрываемых областью, включены различные категории маршрутов — как внутри- , так и межмуниципальные, что «создает необоснованные конкурентные преимущества отдельным перевозчикам и ущемляет интересы малого бизнеса».
Антимонопольное ведомство Ленинградской области приступило к разбирательству по жалобе Ассоциации перевозчиков пассажиров, рассмотрение дела назначено на 11 октября.
Как говорит Евгений Плахов, начальник отдела автомобильного транспорта областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре, подобная компоновка лотов не запрещена. «По каждому лоту с победителем будет заключено два договора — на межсубъектовые перевозки с правительством Ленинградской области, а на межмуниципальные — с властями муниципальных образований», — поясняет господин Плахов. Он не согласен ни с одним обвинением Ассоциации перевозчиков.
Михаил Бойцов, управляющий партнер Rightmark group, считает, что, проводя конкурсы на право организации как межмуниципальных, так и межсубъектовых перевозок, областной комитет действует в рамках своих полномочий. «Есть соответствующая судебная практика, когда действия властей муниципального образования, выбравших перевозчиков на межмуниципальных и межсубъектовых маршрутах, были признаны незаконными. По решению суда, выбирать их должен был как раз областной комитет», — говорит юрист. А вот с недовольством перевозчиков насчет формирования лотов господин Бойцов однозначно согласен.
По данным комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре, на межмуниципальных и междугородних маршрутах в Ленобласти работают 47 перевозчиков, а на внутримуниципальных — от 77 до 83.
Как поясняет один из перевозчиков, попросивший не называть его имени, условия конкурсов, проводимых Ленобластью, связаны с тем, что тендеры «заточены» под победу ОАО «Леноблпассажиравтотранс» (49,99% принадлежит предпринимателю Роману Маслову, остальное — правительству области). «Роман Маслов вложил свои деньги в покупку техники (предприятие заключило предварительный договор на сумму около 700 млн рублей, по которому получит 150 автобусов малой и 100 автобусов средней вместимости. — „Ъ“), поэтому он не откажется от этих маршрутов ни при каких обстоятельствах. Мне не верится, что выиграть в конкурсе может кто-то, кроме „Леноблпассажиравтотранса“. Чем-то иным сложно объяснить постоянно вносимые изменения в конкурсную документацию (с момента объявления конкурса их внесено 40)», — говорит собеседник «Ъ».

Влада Гасникова, газета «Коммерсантъ С-Петербург», №185 (4725), 04.10.2011.