Элизабет Радюк

Учиться лучше на чужих ошибках

По иронии судьбы, в прошлом году пересмотреть своё отношение к бизнесу пришлось и владельцам московского сенсорного интерактивного музея «Прогулка в темноте».

Это уникальное музейное пространство позволяет погрузиться посетителям в полную темноту – в мир ощущений, в котором живут незрячие люди. В тёмных залах знакомые предметы предстают по-новому, а изучать пространство и ориентироваться помогают оставшиеся органы чувств. А когда в конце экскурсии люди попадают в светлую комнату, где обычные предметы просто стоят на своих привычных местах, они уже по-другому смотрят на окружающий мир.

Владелец и генеральный директор музея «Прогулка в темноте» Элизабет Радюк поделилась в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса», чему научил предпринимателей 2022 год.

– Прошлый год начинался успешно, наш музей вырос в группу компаний. Мы запланировали открытие новых направлений бизнеса, сделали ребрендинг и адаптацию сайта под сильный инструмент продаж, добавили новые направления экскурсий: тренинги, мастер-классы, свидания и квесты. Но бизнес – это не только штиль и зной, но неожиданные шторма. Один за другим они набросились, едва мы приступили к открытию новой точки музея.

– Как бы вы обозначили главные проблемы?

– Мы начали готовиться к открытию заранее, рассчитали смету, обсудили вложения с инвестором и определили, какую часть из оборота нужно взять из работающей точки. Но тут наступил февральский кризис. Смета увеличилась в два раза, в таком же отношении увеличилось и время поставок.

В итоге инвестор и работающая точка вложились больше, чем планировали. Компенсировать затраты тоже пришлось дольше, и ситуация с инвестором стала для нашей компании главным вызовом – помещение и имущество компании оказалось под контролем партнёра.

Арендодатель вмешиваться в наш конфликт не пожелал. Кроме материального имущества инвестор посчитал, что может использовать ещё и интеллектуальную собственность: бренд компании «Прогулка в темноте», бизнес-модель, а также обученных нами сотрудников. То есть решил, что, вложив в наш бизнес деньги, он может присвоить его себе полностью.

Мы же пошли законным путем. Наняли сильных юристов, которые помогают защищаться бизнес. Описали всё имущество, которое незаконно удерживается несостоявшимся партнёром, подали иски, по которым инвестор должен вернуть его нам.

– Человек, попадая в темную комнату, начинает по-другому ощущать окружающий мир. Обостряется обоняние и слух. А какие уроки вынес ваш бизнес, попав в эту историю?

– У нас не получилось получить позитивный опыт работы с инвестором, зато теперь знаем, как защитить свой бизнес на десятки лет вперед. Не удалось быстро выплатить все задолженности по открытию новой точки, а в какой-то момент мы вовсе оказались в финансовой яме.

Захваченные эйфорией и радостью за расширяющийся бизнес, мы не смогли сразу взглянуть на работу с инвестором спокойно и хладнокровно, а это нужно делать. Выбирать инвестора – это как выбирать супруга: чувства и эмоции важны, но для долгосрочного брака ты должен знать, какие есть риски и что может ждать тебя через несколько лет. А ещё ценности и жизненные цели с супругом должны совпадать.

Именно поэтому мы не сошлись с инвестором. Даже на наше предложение оставить всё имущество себе, но четко следовать ценностям и целям нашего бизнеса, он ответил отказом.

– Элизабет, и всё же, на ваш взгляд, что помогает сегодня предпринимателям преодолевать трудности?

– Нам помогли взаимоотношения в команде. Цели и ценности, которых мы придерживаемся в бизнесе, сработали и на личностном уровне.

Я уверена, что, если нам важна забота о людях и взаимопомощь, значит, и препятствия мы преодолеваем вместе. Люди всегда видят, кто перед ними и за какие ценности борются. Удалось быстро среагировать на ситуацию, исправить ошибки и выстроить чёткую стратегию действий. Из этой истории мы вынесли главный вывод, что работать над защитой бизнеса надо всегда. И не опускать руки.

Потому в наших планах завершить все судебные дела, вернуть былое спокойствие и стабильность, выплатить долги и продолжить расти. Кроме того, хотим тиражировать бизнес через франшизу, которую мы уже упаковали, открыть новые проекты и стать признанными экспертами в сфере социального бизнеса. А ещё собираемся передать коллегам-предпринимателям наш опыт работы с инвестором, чтобы они учились не на своих, а на наших ошибках.

Светлана СМИРНОВА