Мишустин

Лицом к бизнесу? Власть реализует новые меры поддержки МСП

Безвозмездно, то есть даром, без спешки и очередей – президент Владимир Путин поручил разработать удобные способы обращения малого бизнеса за господдержкой, в том числе дистанционно и начиная 1 мая этого года.

Средства предлагается направить на выплату зарплат сотрудникам компаний. Объем поддержки рассчитают с учетом общей численности ее работников по состоянию на 1 апреля 2022 года, исходя из суммы в 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц. Речь, правда, пока идет только о предприятиях пострадавших отраслей (туризм, общепит, гостиничное дело). Однако президент предложил включить в перечень и МСП, которые ведут торговлю непродовольственными товарами. Единственное обязательное условие для получения господдержки – это максимальное сохранение занятости, на уровне не менее 90% от штатной численности.

А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко пообещала привлечь внимание к проблемам бизнеса иначе. «Свободу бизнесу, если не будет свободы бизнеса, возьму плакат и пойду к правительству с плакатом», – цитируют ее СМИ.

В Петербурге предлагают свои варианты поддержки МСП в условиях постпандемии и ситуации вокруг Украины. Дискуссия развернулась во время Партнериата малого и среднего бизнеса на пленарном заседания «Курс на импортозамещение. навстречу новым возможностям».

Когда гром гремит...

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов всегда защищал свободную торговлю и в этот раз не отступился от своих идей. «Всегда в таких ситуациях перед странами стоит выбор – идти по пути рыночной экономики, конкуренции, частной инициативы – и мы считаем, что это единственный путь, или вернуться назад, пытаться добиться краткосрочных улучшений за счет регулирования цен, фиксации внерыночных условий в экономике».

Федеральный бизнес-омбудсмен считает, что второй вариант даст краткосрочный результат, но в долгосрочной перспективе приведет к очередям в магазинах, инфляции, нестабильным финансовым системам и социальным проблемам. Основное отличие этого кризиса от кризиса 2014 года: сейчас санкции захватывают намного больше компаний. Тогда под ограничения в той или иной форме попали примерно 25% предприятий, сейчас это целые 84%.

Если же сравнивать ситуацию с пандемией, то здесь имеется качественное изменение, ведь в локдаун пострадали компании потребительского сектора, в основном малый и средний бизнес. Сейчас это самые разные сферы, на которые влияет не только сокращение спроса, но и прерывание цепочек поставок. Бизнес, конечно, сам очень быстро реагирует и пытается найти решение, однако нынешний кризис снова выявил очень серьезную проблему российской экономики, которую так и не смогли решить за счет программы импортозамещения, запущенной ранее: это недостаток собственного промышленного производства и частично сельского хозяйства.

По статистике, в структуре малого бизнеса производственные предприятия занимают чуть более 7%, остальное это торговля, строительство, транспорт. Развитие национальных промышленных производств должно быть главным в сегодняшнем направлении экономической политики государства, считает Титов. Также нужны и системные меры: омбудсмен настаивает на том, чтобы мера, которая была принята во время пандемии – снижение до 15% социальных страховых платежей – должна быть реализована для всех предприятий страны. Опыт показал, что снижение налоговой ставки не привело к снижению доходов бюджета.

Кроме этого, должны действовать специальные программы: обеспечение бизнеса кредитованием, потому что без этого не будет инвестиций и развития производства. Но принципиальный вопрос – это ключевая ставка, которую надо снижать. «У нас тогда, когда гром гремит, тогда и начинаем реализовывать стратегические вещи», сказал Борис Титов.

Однако перспективу отмены НДС он считает пока нереализуемой. В целом, это бы сильно увеличило приток инвестиций и стало бы решительным шагом в сторону бизнеса и населения, которое само же в итоге все налоги и оплачивает по сути. Но у Правительства и Минфина будет много аргументов не принять это, потому что НДС – самый собираемый и самый большой налог с точки зрения пополнения бюджета.

В нынешней ситуации с заморозкой резервов на этот шаг не пойдут. Более реальной выглядит перспектива снижения НДС для производственников до 10% (сейчас такое начисление некоторые виды производств, и сектор невелик). Срочным Титов считает вопрос перехода технологий на 5G, иначе наши технологии будут значительно отставать от всего мира.

Однако, по его мнению, есть сфера, где в данный момент нужно применить госрегулирование – это тарифы. А все потому, что там вместо нормального рынка сложился квазирынок. Особенно ярко это проявляется в Петербурге – здесь тарифы достаточно высоки, прежде всего на электричество. «Мне кажется, нужно сделать шаг назад, хотя я и целиком за рынок. Но тут нет реальной конкуренции. Поэтому надо сначала заморозить тарифы на время и разработать схему, по которой мы должны работать, применяя государственное регулирование», – сказал Борис Титов.

Затронул он и свою непосредственную сферу – защиту прав предпринимателей. За 2020 год количество уголовных дел, возбужденных по экономическим статьям, и в том числе по знаменитой 159-ой за мошенничество, выросло более чем на 20%, а за 2021 год – еще на 9%, то есть рост не прекращается. Необходимо объявить уголовную амнистию для бизнесменов, потому что они нужны стране, экономике, и сегодня могут внести существенный вклад в борьбе с кризисными явлениями.

Бананами из Ботанического город не накормить

Внешнюю кооперацию поддерживает и президент Санкт-Петербургской ТПП Владимир Катенев. Он убежден, что импортозамещение не должно быть тотальным, потому что это не имеет смысла. «В Ботаническом саду мы можем вырастить бананы, но весь город мы ими не накормим», приводит аналогию он.

В экономике чем выше уровень внешней кооперации у предприятия, тем оно более эффективно. А сейчас для этого создаются запретительные меры с той и другой стороны. В России работают тысячи компаний, которые получали комплектующие из-за рубежа и потом снова отправляли на экспорт продукцию, честно зарабатывали на этом Сегодня эта кооперация оказалась нарушенной. И хотя появляется стимул искать других поставщиков, в том числе и внутренних, сделать это очень непросто.

Плюс есть безответные вопросы. Например, что делать с гарантийными обязательствами. Компании отправляют продукцию, допустим, в Индию и несут гарантийные обязательства, которые сейчас невозможно выполнить, так как составляющие ввозились из-за рубежа. ТПП планирует обращаться в Правительство РФ и Минпромторг, потому что сейчас ежедневно получает по 100 обращений признать форс-мажор у компании и выдать соответствующие документы. При этом чрезвычайное положение нигде не объявлено, и как выходить из ситуации?

Рынка у нас нет

Сравнивая ситуацию с европейскими странами, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского ЗакСа Ирина Иванова привела в пример такие цифры: на Западе промышленность в малом бизнесе доходит до 50%, а у нас и 10% не набирается. «На мой взгляд, рынка у нас пока нет, и не представляю, что такое рынок в наших условиях. Потому что если говорить о сдерживании цен, то я за сдерживание цен в настоящий момент. Это огосударствление экономики. Сюда входит и господдержка МСП производственников. Я уверена, что таким образом мы придем к плановой экономике», – поясняет Иванова.

Депутат считает, что их нужно поддерживать активнее, например, минимальными ставками на аренду земли, остановить приватизацию в энергетической отрасли, потому что неизвестно, как это повлияет на тарифы. Ирина Иванова поддерживает федерального бизнес-омбудсмена в госрегулировании тарифов и в том, что нельзя повышать ставку по кредитам, так как это приведет к банкротству производственных компаний.

При этом депутат называет малый бизнес юрким, считает, что он умнее, чем все думают, и быстро сделает сам всю кооперацию с дружественными странами. «Что касается импортозамещения, с кем бы я по направлениям не встречалась, все говорят, что мы уже лазейки практически нашли», – комментирует Иванова. И говорит, что Петербург – особый город с особыми мозги и особым малым и средним бизнесом.

Вечная грань выживания

Бизнес продолжают кошмарить, постоянно меняют правила игры, ставя его на грань выживания, считает директор блока регионального развития Агентства стратегических инициатив Александр Смекалин. Выход – в развитии упрощенной системы налогообложения и системы спецрежимов. Сейчас схема работает для предприятий до 200 млн руб оборота, а критерий МСП – до 2 млрд руб оборота, и верхний предел еще планируют увеличить.

Тогда и упрощенку нужно подгонять под этот критерий, уходя от НДС и налога на прибыль, освобождая МСП от постоянного пристального внимания налоговиков. Если говорить об импортозамещении, то все это надо делать максимально быстро. Чтобы наладить выпуск, сначала надо спроектировать изделие, а почему-то все российские проектные организации работают в каком-то своем особенном времени, которое течет очень долго, а для сертификации еще дольше, замечает Смекалин.

«Мне кажется, сейчас на уровне государства надо поставить задачу максимально открыть для аутсорсинга и внешних услуг все конструкторские бюро и проектные бюро, которые есть, в том числе, и на крупных предприятиях. Они могли бы оказывать услуги для МСП, сделать так называемые центры коллективного пользования. Крупные компании, на наш взгляд, должны предоставить свои мощности как проектные, так и производственные, потому что у многих они высвобождаются сейчас», – поясняет Александр Смекалин. АСИ прорабатывает сейчас вопрос создания так называемой биржи мощностей, где МСП со своей программой или изделием могли бы прийти, используя свободное время и оборудование, которое есть в другой организации, и наладить какое-то мелкосерийное производство.

И немаловажно, по мнению Смекалина, избавить МСП от давления госкорпораций. Сейчас крупные игроки, понимая, что у них сложная ситуация, в два раза удлиняют срок отсрочки платежа за уже поставленную продукцию, ставя под удар те самые производственные малые и средние предприятия. Раз уж крупным предприятиям оказывается государственная помощь, значит и они должны идти навстречу своим субподрядчикам и субпоставщикам.

Увеличить поддержку и играть честно

Оказывается, некоторые партнеры в дружественных странах могут поступать не так уж и дружественно. О коллизии рассказал Дмитрий Панов, координатор «Деловой России» по СЗФО, депутат петербургского ЗакСа. К нему поступила информация, что отдельные партнеры в ЕАЭС увеличивают стоимость продукции для российских предприятий.

Так, рестораторы пожаловались, что пропал лосось, и оставшиеся поставщики подняли на него цены на 60%. Поэтому предприятия общепита хотят подписать декларацию о добросовестном и добровольном сотрудничестве. Это может быть первым шагом, который объединит компании, готовые во благо восстановления экономической ситуации и добропорядочного сотрудничества не повышать в ближайшем обозримой перспективе без надобности стоимость на свою продукцию. Если страны дружественные, то должно быть и дружественное партнерство, уверен Панов.

К мерам государственной поддержки МСП он относит корректировку параметров причисления к системообразующим компаниям федерального уровня. Это подспорье для новых компаний, которые были вынуждены в период пандемии снизить свои обороты. В каждом регионе свои системообразующие компании, к сожалению, получающих меры поддержки, очень мало, а в некоторых субъектах вообще нет.

Было бы правильным, если бы субъекты федерации поручались перед банками за перечень системообразующих компаний на предоставляемую им сумму кредита в размере до 30%. Панов подчеркивает, что сейчас очень важно поддержать компании кредитами и не позволять финансовым учреждениям оценивать твердый залог, предоставляемый на кредит, с дисконтом в 50%, а потом выделять еще и половину денежных средств от этого дисконта.

Целесообразно максимальный дисконт, который применяется к залоговому имуществу кредитора, в 20%. Возможно также стоит уже сейчас провести госзакупки III и IV кварталов этого года, может даже и I квартала 2023 года. В таком случае авансирование, которое может доходить до 50%, станет существенным подспорьем для многих компаний.

Екатерина КЛИМИНА