Казахстан – как вариант для бизнеса

Если Запад закрыт, надо идти на Восток – петербургские предприниматели ищут новые рынки и находят их

О ТОРГОВОМ сотрудничестве России с восточной страной европейские источники сообщали еще в начале XVI века. Мол, кочевники сбывают в Московское государство коней и знаменитые белые материи, из которых изготавливаются красивые епанчи, служащие хорошей защитой от дождя, а взамен получают шерстяные рубашки и серебряную монету.

Сейчас, конечно, российская овечья шерсть едва ли сможет конкурировать с той же восточной, а особенно австралийской, однако изделия нашего легпрома до сих пор популярны в Казахстане. И даже считаются там знаком качества, по сравнению с китайским текстилем, хотя явно проигрывают в цене.

Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта, как сообщила «Новостям малого бизнеса» директор Надежда Ларионова, провел в республике уже три деловых мероприятия. Так, например, бизнес-миссия, организованная в марте этого года, прошла очень успешно, а все предприниматели ведут переговоры о поставках.

Участниками бизнес-миссии стали шесть петербургских предприятий. По словам Ларионовой, заявок было гораздо больше, но в проект включаются только те компании, с которыми принимающая сторона сразу готова вступить в переговорный процесс. Иначе поездка окажется бесполезной, а потраченное впустую время убьет у бизнесменов все желание работать на экспорт. Поэтому желающим развивать торговлю с Казахстаном, но не попавшим в шорт-лист компаниям были предложены другие варианты поиска партнеров.

СОВРЕМЕННЫЙ Казахстан развивает экономику и вкладывается в модернизацию своих предприятий. В стране наблюдается сильный спрос на высокотехнологичные решения в сфере АПК и промышленности. В течение пяти дней между петербургскими и казахстанскими предпринимателями было проведено более 50 переговоров в трех крупнейших городах страны – Алма-Ате, Караганде и Нур-Султане.

Например, товары для здорового образа жизни (пищевые добавки и тренажеры) на экспорт из Санкт-Петербурга отправили впервые. И не прогадали, ведь всемирная мода на ЗОЖ не обошла и Казахстан. А высокоточное лазерное оборудование напрямую соответствует спросу страны.

Успеху миссии способствовало то, что в Казахстане очень много людей говорят по-русски, нет языкового барьера. Нет и сильных культурных различий в плане организации и ведения переговоров и деловой деятельности.

ОДНАКО потенциальным российским партнерам требуется очень внимательно рассчитывать логистику. К тому же казахстанский рынок – не слишком обширный, здесь востребована совершенно конкретная продукция, способная выдержать конкурентную нагрузку. В сегменте товаров повседневного спроса сильны Китай и Турция. Чтобы их обойти, необходимо предложить уникальный товар, не представленный ранее или имеющий особые свойства, замечает Надежда Ларионова.

Казахстан сегодня – одна большая стройка, и фирмам, работающим в этом сегменте, есть, где развернуться. Эффективным инструментом для установления сотрудничества являются профильные выставки. Но из-за пандемии такие мероприятия пока недоступны, хотя петербургские предприниматели со своей стороны могут предложить немало интересного.

В ЦЕЛОМ эксперты Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта рекомендуют рассмотреть рынок Казахстана как первый шаг к выходу компании на экспорт. К слову, это касается любой страны Таможенного союза. Важно быть готовым к сотрудничеству с зарубежным партнером в том числе и психологически, ведь барьеров и неожиданностей здесь хватает.

Многие компании, особенно субъекты МСП, пока смотрят в сторону границы с опаской: ну где мы и где экспорт, соседним регионом работать бы без перебоев. Но есть и другие истории. В Санкт-Петербургском центре поддержки экспорта рассказывают, что несколько раз при опросе компаний на предмет вывозной торговли получали ответ, что, мол, нет никакого экспорта у нас, в Казахстан возим продукцию, и слава богу.

Вот такой он хитрый, этот экспорт. Часто петербургские предприниматели ошибочно не воспринимают такую работу как вывозную потому, что нет стандартного таможенного оформления, правила ввоза иные. Кстати, именно это может стать плюсом. Научившись работать со странами ближнего зарубежья, впору думать и о дальнем.

Екатерина КЛИМИНА

НАША СПРАВКА
Участники бизнес-миссии:
«ВЭРДЕ» – производство и оптовая продажа специй, пищевых добавок;
«Лазерный центр» – производство систем лазерной микрообработки материалов;
«Ракурс-Инжиниринг» – разработка и реализация комплексных автоматизированных систем управления для объектов электроэнергетики;
«Русский бойлер» – производство промышленного оборудования;
«Сендика Груп» – производство тонусных столов, роликовых тренажеров, баротренажеров;
«ТопТоп Глобал» – производство одежды и обуви.

Фото https://topspb.tv