Ложка дегтя в бочку самозанятых

Санкт-Петербург лидирует по числу зарегистрированных самозанятых среди регионов, подключившихся к проекту в 2020 году. Официально в городе 48790 самозанятых, что в три раза превышает показатель нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (16000), установленный для Северной столицы.

Самозанятые – особая категория людей, которая не хочет работать на «дядю», но при этом не имеет достаточных ресурсов или желания, чтобы перейти в статус индивидуального предпринимателя. Это обширное поле деятельности: репетиторство, ремесленничество и народно-художественные промыслы, любая творческая деятельность, включая изобразительное искусство, писательство, журналистику, моду. А ещё самозанятыми могут стать те, кто сдает в аренду свою квартиру, оказывает различные услуги по ремонту, занимается перевозками на личном автомобиле.

В настоящее время большинство этих видов трудовой деятельности находится в тени, что, конечно же, не нравится государству. И самим людям тоже – не только потому, что неофициальная деятельность уголовно наказуема, но им потому, что своим трудом хочется гордиться. А как им гордиться, если приходится держать достижения в тайне?

Статус востребован

Одним словом, эксперимент по самозанятым, запущенный государством в прошлом году в четырёх регионах, показал востребованность данного статуса. И с 2020 года к нему подключили почти всю Россию.

«Хотя итогов эксперимента не подвели», – подчеркнул петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов. По его информации, такого прироста самозанятых никто не ожидал: за 10 месяцев зарегистрировались в этом статусе около 45000 горожан и ещё 3800 – перешли из индивидуальных предпринимателей.

Между тем, вышеуказанный нацпроект поставил задачу перевести в самозанятые 25 миллионов россиян к 2024 году. Уполномоченный по защите прав предпринимателей рассказал, что с начала года город потерял 12-13% субъектов бизнеса из-за ограничений, связанных с пандемией. Вместе с тем, самозанятые к нему за защитой не обращались. «Возможно, потому что у них все хорошо, – с некоторой долей иронии предполагает Александр Абросимов, – а может, просто не знают о таком институте, как бизнес-омбудсмен».

«Не обращаются самозанятые и в Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», – рассказал заместитель директора по организационным вопросам Сергей Гаврилов. Хотя для них, в том числе, создали в прошлом году четыре центра: социального, инновационного, молодежного предпринимательства и народно-художественных промыслов. Фонду поручено заниматься пропагандой (популяризацией) предпринимательства, однако из-за пандемии с этим как-то не очень. Надо охватить 18 000 человек, не знакомых с прелестями предпринимательской деятельности, а ещё 3000 обучить основам предпринимательства.

Сергей Гаврилов почему-то уверен, что низкий интерес к деятельности Фонда связан с низкой активностью предпринимателей. «Потому они и мерами поддержки не пользуются», – резюмировал он.

Омбудсмены – за предпринимательство

Другого мнения придерживается петербургский бизнес-омбудсмен. «По данным Счётной палаты, мерами поддержки бизнеса воспользовались только 5% предпринимателей в стране, – сообщил Александр Абросимов, – а по данным аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей – не более 22% в регионах. И это связано с непродуманностью мер поддержки. В Санкт-Петербурге до сих пор не решён вопрос по расширенным ОКВЭДам, не один месяц документ проходит согласования. И наша задача не стремиться к бурному росту самозанятых, а максимально изыскивать возможности для помощи малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, которые более профессиональны и полезны для городской экономики».

Омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Северо-Запада Ляля Садыкова решила добавить свою «ложку дегтя в бочку меда самозанятых». В России 90 000 предприятий индустрии красоты, в которых трудится 1,35 млн профессионалов и которые платят 60 млрд рублей налогов ежегодно, а закон о самозанятых рубит сук под этим бизнесом.

«Во время ограничений из-за коронавируса, когда все предприятия были закрыты, – заметила она, – мастера оказывали услуги населению, которое не может ходить лохматым с неухоженными руками, кто где может: на дому, в растущих, как грибы, коворкингах, и им это понравилось. На самозанятых в нашей сфере никакие требования Роспотребнадзора не распространяются, с них никто не требует санитарных книжек, лицензий и сертификатов, соблюдения дистанции при оказании услуг, ношения масок и перчаток. Получается, что они находятся в более выгодных условиях».

По информации Ляли Садыковой, штрафы на такую деятельность составляют от 100 до 500 рублей. А главное – потребитель не защищен. Контроля за самозанятыми никто не ведет. Между тем, теневой рынок в индустрии красоты, по оценкам экспертов, составляет 45 млрд рублей в год. С введением закона о самозанятых появилась возможность гибкого ухода от налогов. Более того, самозанятые с 12 октября могут нанимать помощников.

«А на сайте ФНС рекламируются косметические услуги, которые самозанятые оказывают на дому», – возмущается Садыкова. Омбудсмен считает, что это несправедливо. Она предлагает разработать специальный налоговый режим для отрасли, в связи с отменой ЕНВД с 2021 года, который бы позволил салонам красоты и парикмахерским оставаться на плаву и сохранить своих сотрудников. Кроме того, по мнению эксперта, самозанятых парикмахеров и специалистов по маникюру стоит обязать арендовать места для работы в действующих предприятиях. Это спасёт от закрытия салоны, теряющие работников. А самозанятых – обязать добровольно вносить плату на будущую пенсию (пенсионное страхование).

А куда ещё – в ЦРПП…

Директор Центра развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге Лев Кузнецов пояснил, что стать самозанятым и продолжить сотрудничать с бывшим работодателем сотрудникам предпринимателя будет сложно, так как в законе есть ограничения по срокам. Если человек хочет стать самозанятым, ему придется самостоятельно искать клиентов, а к этому не все готовы. Вместе с тем, по его информации, ЦРПП все услуги оказывает и самозанятым, в том числе. Туда можно обращаться за консультациями по правовым вопросам, по маркетингу и продажам, по бухгалтерии.

Лев Кузнецов также сообщил, что в ближайшее время запускается специальный онлайн курс «Перепрошивка бизнеса для самозанятых». «Уже подтверждено участие всех спикеров, на днях начнём принимать заявки на участие в этой программе, – проинформировал он. – А 15 ноября стартует проект по бесплатному доступу к онлайн платформе, на которой можно будет послушать выступления ключевых спикеров – чиновников высокого ранга и опытных предпринимателей. Подключиться к ней смогут только жители Санкт-Петербурга по уникальной ссылке. Это хорошая возможность для начинающих предпринимателей».

«Новости малого бизнеса» поинтересовались у Кузнецова, может ли он спрогнозировать ситуацию с самозанятыми на 2021 год? «По данным одного авторитетного делового издания, в городе порядка 1,5 млн человек трудится в тени, – пояснил эксперт. – Речь о тех, кто нигде не работает, но на что-то живёт, и о тех, кто где-то трудится, но имеет дополнительные серые заработки. Так что потенциал будущих самозанятых огромен». Он также озвучил некоторые цифры: 6500 зарегистрированных на сегодня самозанятых – это молодёжь младше 18 лет. Квартиры в аренду сдают люди старше 40 лет, а большая часть самозанятых в возрасте 30-40 лет.

В свою очередь, Ляля Садыкова уверена, что половина сотрудников индустрии красоты перейдут в будущем в статус самозанятых.

Лилиана ГЛАЗОВА