Где у города лупа для микробизнеса?

Эксперты прогнозируют смерть вследствии мер, принятых по борьбе с коронавирусной инфекцией в стране, примерно, трети субъектов малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель Ирина Смолинская из Санкт-Петербурга, скорее всего, попадет в это число.

Предпринимателем она решилась стать в 2011 году, и с тех пор почти 9 лет занимается продажей непродовольственных товаров: ювелирной бижутерией (бусы, колечки, серьги, броши), а также палантинами, шарфами, платками – всем, что радует женщин. С прошлого декабря арендует помещение, площадью 2 кв. м, на третьем этаже торгового центра советского образца, на проспекте Энгельса, у индивидуального предпринимателя Андрея Спирина.

Запрет на торговлю непродовольственными товарами с 28 марта вынудил Смолинскую закрыть помещение и обратиться к арендодателю с просьбой о снижении арендной платы на 50%, чтобы, по снятии ограничений, была бы возможность вернуться к своей деятельности. Ответ получила 8 мая. Арендодатель согласился снизить аренду за апрель, но требовал полной оплаты за май.

Понимая, что денег платить даже на половину сниженную аренду нет, так как нет и заработка, Ирина Смолинская 14 мая направила уведомление о расторжении договора аренды в связи с запретом на торговлю, введенным государством, и освободила помещение, благо, это сделать было несложно.

Арендодатель согласился расторгнуть договор строго на условиях, в нем зафиксированных, а именно: оплата полной арендной платы за 4 месяца (с апреля по июль) до 29 мая. В противном случае обещал пойти в суд. Оказавшись в конфликтной ситуации, Смолинская обратилась в инспекцию № 17 УФНС по Санкт-Петербургу с просьбой выплатить ей обещанные Президентом 12 130 руб. за апрель и май, но до сих пор денег этих не получила.

Налоговый инспектор требует сдать какие-то формы в Пенсионный фонд, в Пенсионном фонде, говорят, что, по-видимому, произошла какая-то ошибка, и обещают разобраться с проблемой в течение месяца, если предприниматель подаст заявление в установленном порядке. В налоговой на повторные обращения объясняют, что произошел сбой программы, и деньги выплатят, но так как срок их выплаты еще не истек, то беспокоиться не о чем. А на просьбу закрыть ИП, чтобы сэкономить хотя бы на налогах, отказывают, вероятно, из-за запрета Президента РФ банкротить предприятия в течение 6 месяцев, до 1 октября 2020 года.

Впрочем, одну выплату Ирина Смолинская все же получила – 10 000 рублей на несовершеннолетнего ребенка прямо в международный День защиты детей 1 июня. Беда в том, что эти деньги бизнес не спасут. А обещание арендодателя затаскать по судам выглядит вполне серьезной угрозой.

Смольный после долгих обсуждений предоставил частным арендодателям преференции, позволив отсрочить выплату налога на имущество тем, кто снизил арендные платежи для своих арендаторов.
Однако эта мера буксует – ведь размер налога остается прежним, а доход от сдачи недвижимости в аренду понижается. Какой арендодатель согласится с позицией индивидуального предпринимателя, который пытается аргументировать, что запрет на работу и обнуление заработка следует считать форс-мажорным обстоятельством, позволяющим расторгнуть отношения в одностороннем порядке?

Лилиана ГЛАЗОВА