На праздник, как на работу

Конкуренция на соответствующем рынке в Петербурге очень большая, а состав его участников крайне подвижен. По словам генерального директора Ассоциации ведущих Санкт-Петербурга Виктории Москвиной, соотношение профессионалов и любителей в этой отрасли бизнеса составляет примерно «50 на 50». Собственно говоря, такой расклад не удивляет. Ведь для того, чтобы начать своё дело в сфере ведения праздников и торжеств, не требуется практически никаких начальных инвестиций. Стартовый капитал формируется из умения работать с аудиторией и репутации самого ведущего. «Всё приходит с опытом: выступаешь и смотришь, как делают другие, что-то копируешь, что-то придумываешь сам», – говорит 21-летний Антон Кудлай, который регулярно выступает в качестве тамады и конферансье. Постоянная практика считается в этой профессии главным залогом успеха, поэтому курсы и тренинги для ведущих не пользуются особой популярностью.

Антон Кудлай является образцовым представителем предпринимателей, которые зарабатывают на «пятничном настроении». В этой отрасли на коммерческой основе он работает уже три года в привычном для большинства ведущих такого уровня формате: несколько раз в неделю стабильно проводит мероприятия в каком-то конкретном клубе или кафе, а в остальное время набирает заказы от частных лиц и event-агентств.

Иногда предприниматели такого формата привлекают к организации праздников знакомых ди-джеев и фотографов, но в целом весь бизнес ведётся в одиночку. Бороться за клиентов «малышам», которые составляют порядка 80% игроков на рынке, приходится с крупными фирмами. Выигрывать малому бизнесу удаётся благодаря невысоким расценкам и гибкости при составлении программы события. В то время как компании-конкуренты обычно предлагают продукты «под ключ».

Имя ведущим делает «сарафанное радио», а целенаправленно рекламировать свои услуги эффективнее всего в Интернете. «Низкий и средний бюджетный сегменты используют социальные сети, а состоятельные заказчики предпочитают просматривать персональные веб-сайты», – отмечает Виктория Москвина.

О финансовой стороне вопроса этой области судить сложно, ведь расценки на увеселительные услуги сильно варьируются: в Петербурге ведущие с относительно небольшим стажем и умеренными амбициями будут брать 2-3 тысяч рублей за один час, а их более опытные коллеги могут потребовать и все 10 тысяч. При этом одно мероприятие, как правило, длится 4-5 часов. Кроме того, из части вознаграждения всегда формируется залог, чтобы в случае отмены заказа ведущий получил определённую компенсацию. Оставшаяся же сумма передаётся перед самым началом торжества.

Среднемесячный достаток молодого ведущего вычислить несложно. При «загрузке» в 6-8 мероприятий вечер совокупный доход составляет от 60 до 80 тысяч рублей. Однако не следует забывать о том, что к работе порою приходится привлекать диск-жокея или видео-оператора, труд которого также должен быть оплачен. В свою очередь, заказы имеют тенденцию расходиться очень быстро, что выливается в периоды вынужденного бездействия. Простаивание компенсируется тем, что с государством в лице налоговой службы большинство ведущих никак не соприкасается – их бизнес находится «в тени». Впрочем, по свидетельствам некоторых шоуменов, это нисколько не мешает им вести мероприятия, которые устраиваются органами государственной власти – например, церемонии вручения почётных грамот и дипломов по какому-либо поводу.

По оценкам экспертов, годовой оборот рынка услуг ведущих в Петербурге составляет приблизительно 2,7 млрд. рублей. Расчёты производились исходя из установки, что в Культурной столице в паре со звукорежиссёрами работает около тысячи профессиональных ведущих, которые в лучшие месяцы (зимой и летом) получают до 15 заказов со «средним чеком» в 30 тысяч рублей.

Разумеется, несмотря на всю кажущуюся лёгкость, ведение мероприятий – далеко не самая простая работа. Конферансье всегда должен быть активен и полон энергии, тогда как весельё нередко продолжается до середины ночи. С другой стороны, приходится общаться с подвыпившей публикой, что может быть чревато небольшими эксцессами, а расслабившиеся заказчики иногда забывают даже предложить перекусить уставшим и голодным трудягам.

Тем не менее, сами бизнесмены рассматривают выбранную область как хороший старт для развития. «Нельзя заниматься этим очень долго, нужно расти профессионально и переходить к тому же event-менеджменту», – делится Антон Кудлай своими планами на будущее. Таким образом, свадьбы и корпоративы незаметно для виновников торжества и гостей в некотором отношении становятся настоящей кузницей кадров профессиональных ведущих.

Александр СУБЦЕЛЬНЫЙ, «Новости малого бизнеса», фото с сайта http://www.appv.ru