Национальный институт системных проблем предпринимательства выявил статистические параметры инновационной активности малого бизнеса в сфере промышленности. Исследование института, сделанное на основе данных Росстата, было сделано для администрации президента в конце прошлого года.
По подсчетам НИСИПП, в 2009 году инновационный сектор малого и среднего предпринимательства в промышленности насчитывал 1,9 тыс предприятий. В 2009 году по данным Росстата в России было 5,6 млн предприятий, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства. 70% из них – индивидуальные предприниматели. «В масштабе общего количества малых и микропредприятий (1,6 млн единиц) процент инновационных предприятий в промышленности составляет 0,12%», — пояснил UNOVA эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов.
В институте признают, что официальная статистика охватывает довольно узкий сегмент малого бизнеса. Общие данные по доле инновационных предприятий в секторе малого бизнеса приводит «ОПОРА России». Согласно исследованиям организации, малый бизнес России можно считать инновационным не более, чем на 2%.
Эксперты «ОПОРЫ» говорят о проблеме критериев определения инновации. «Сегодня нет понятия, что такое инновационная компания. Под инновационной компанией, с моей точки зрения, следует понимать компании, которые самостоятельно проводят научные исследования и разработки, либо заказывают их. Таких компаний мало в целом, а в секторе малого и среднего бизнеса их доля совсем незначительна, и в последнее время она не имеет тенденции к росту», — говорит вице-президент «ОПОРЫ России» Наталия Золотых.
Необходимо учитывать также, что динамика роста количества малых предприятий в России имеет отрицательный характер. По данным института, приведенным в докладе «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России», к концу третьего квартала текущего года было зарегистрировано на 3,5% меньше МП, чем за аналогичный период предыдущего года.
По мнению профессора ГУ-ВШЭ Ивана Родионова, малая доля инновационного бизнеса в России – следствие отсутствия разделения малых предприятий на торговые и производственные при регистрации. «На самом деле, малый бизнес не в состоянии получить поддержку от государства. Если поддержка поступает, то бизнес очень быстро переключается на торговлю. Торговый бизнес более высокооборотный и простой, менее рисковый». Пока сохраняется такая ситуация, сложно говорить о диверсификации экономики, убежден эксперт.
«С другой стороны, наличие малого бизнеса в стране с экономикой, построенной на модели инновационного роста – это необходимая вещь, — говорит Иван Родионов. — Большие компании не имеют права заниматься инновациями в широких масштабах. Это будет их отвлекать от основной работы и, соответственно, увеличения собственной стоимости в интересах акционеров. Модель здесь такая: малый бизнес рискует и финансируется венчурным капиталом. Те, кто выигрывают на этом рынке, покупаются крупным бизнесом. Другой альтернативы здесь нет, за исключением госфинансирования. Запустить эту модель у нас пока не удается из-за того, что любые льготы, которые мы даем малому бизнесу, уходят в торговлю».
Алексей Гусаков, ИА «ЮНОВА Медиа», 25.01.2010