Банки и госмонополии залюбят малый бизнес до смерти

С одной стороны – появление так называемых коммерческих экосистем, которые не имеют ничего общего с экологией, с другой – требование твердого залога, в разы превышающего размер предоставляемого кредита: «дружеские объятия» сомкнулись на шее предпринимателя. Крик о спасении депутат ЗакСа и глава петербургской «Деловой России» направляет в Центробанк.

Экомонстры…

В канун недельного локдауна Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов провел онлайн-совещание со своими общественными представителями. Тема очевидна. Однако в процессе обсуждения текущих проблем, с которыми сталкиваются представители бизнеса в Северной столице, депутат Дмитрий Панов поднял два вопроса, которые выходят далеко за рамки добровольно-праздничной недели.

Как сообщил Панов, «Деловая Россия», откликнувшись на многочисленные обращения предпринимателей, вынуждена была подготовить петицию к петербургскому представителю Совета Федерации.

Суть обращения – повлиять на проведение агрессивных кампаний по развитию экосистем, организуемых госмонополиями, секвестировать или приостановить эту разрушительную волну на период восстановления малого и среднего бизнеса от пандемии. «Мы пытаемся сейчас поддерживать предпринимательское сообщество, – замечает депутат, – вместе с тем идет очень серьезная программа развития экосистем, которые сжигают целые сегменты предпринимательской деятельности».

Действительно, в последние годы крупнейшие банковские структуры и IT-гиганты планомерно наращивают непрофильные активы, взяв на вооружение экологическую лексику. Возникновение множества подконтрольных такому игроку сервисов губительно сказывается на конкуренции и самом существовании субъектов МСП. При этом ФАС смотрит в сторону и будто бы не замечает, что вытеснение с рынка представителей малого бизнеса становится устойчивой тенденцией, обрекая тысячи людей на полуголодное существование.

«Есть огромное количество разных сервисов, не только по доставке еды, и сейчас практически каждый предприниматель мечтает, чтобы его стартап был куплен экосистемой Сбербанка, МТС и других известных госкорпораций, – говорит Дмитрий Панов, резюмируя, – о каком росте (субъектов МСП) мы тут можем говорить? Вы же понимаете – купили условно какой-то агрегатор… У нас есть ФАС? Очень хотелось бы, чтобы там на эту конкуренцию смотрели универсально».

С главой петербургской «Деловой России» полностью согласна Ляля Садыкова, общественный омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты, владелица салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди». «Мы в прошлом году поднимали этот вопрос. К сожалению, никто не поддержал, – сетует Садыкова. – Считаю, в частности, для нашей отрасли, как только появится, так скажем, Сберстрижка, мы вынуждены будем уйти с рынка».

«Точно-точно, Ляля, – тут же реагирует Панов, – а придут!»

Подытог подвел бизнес-омбудсмен Александр Абросимов: «В отношении экосистем, которые сегодня банки создают, имея свободные денежные средства, в регионе необходимо вводить ценз, чтобы они не превышали определенного процента рынка и сохранилась возможность конкурировать. Если их сегодня не ограничить, то завтра поле от малого и среднего бизнеса будет зачищено». Какие конкретные шаги собирается предпринять Уполномоченный, он пока не озвучил, однако заметил и то, что любые запреты в отношении развития экосистем тоже затрагивают вопрос конкуренции.

Похоже, единственный путь – это государственное регулирование доли присутствия экосистем на рынке. Кстати, история не нова. Примерно так же в течение многих лет приходится действовать американским властям при разрешении открыть очередную точку крупнейшей сети гипермаркетов и универсамов Walmart. Как правило, этому предшествует возмущение местных профсоюзов и фермеров, которых не устраивает глобальная экспансия демпинг розничных цен.

Хотите денег? – Разоряйтесь…

Дмитрий Панов, тем временем, обращает внимание, что сегодня продолжает действовать Указ Владимира Путина об увеличении инвестиций до 70% в основной капитал российских предприятий к 2030 году. Вместе с тем, банки необоснованно снижают кредитный рейтинг заемщиков, и еще страшнее – начали применять дисконты до 50% к твердому залогу, непосредственно который предоставляет предприниматель для получения кредита.

«Невозможно на сегодняшний день получить долгие недорогие деньги, не отдав за это практически все, что у тебя есть – оно будет оценено вполовину, и от половины тебе дадут еще половину», – комментирует глава петербургской «Деловой России» политику банков, всячески завлекающих предпринимателей.

По мнению Панова, вопросов к кредитным учреждениям не возникает вопросов при получении денежных средств по программам ФОТ 2.0, 3.0. А вот получить кредит на развитие предприятия на разумных условиях – практически нельзя. При этом банки заявляют об увеличении своей прибыли. Как замечает эксперт, речь не о том, чтобы они поделились деньгами с предпринимателями, но необходима единая система координат, где все не отдалялись бы друг от друга.

С коллегой солидарен и Дмитрий Чтецов, председатель комитета по ритейлу петербургской «Деловой России» и генеральный директор сети супермаркетов «Лэнд». Он убежден, что нужно запросить Центробанк, чтобы оттуда появилась рекомендация банкам исключить из ковенант субсидированные кредиты ФОТ 2.0, 3.0 и иные государственные субсидии для бизнеса.

«Увеличение выдачи субсидий в виде кредитов или лизинга приведет к ухудшению финансовых ковенант по авансам, – обосновывает Чтецов. – Банки уже в ближайшее время могут потребовать возврата ранее выданных кредитов».

С учетом поступивших предложений, Дмитрий Панов зачитал бизнес-омбудсмену Александру Абросимову и общественным представителям Уполномоченного текст обращения в Центробанк:

«Упростить процедуру получения банковских кредитов на цели развития бизнеса (инвестиционные цели предприятия) из непострадавших отраслей, предусмотрев условие кредитования без твердого залога со ставкой не более 3% и сроком возврата сроком до 5 лет. На сегодняшний день принято решение о продлении программы льготного кредитования ФОТ 2.0 предприятий из пострадавших отраслей. Данная программа позволяет привлечь заемные средства по льготной ставке на выплату заработной платы и занятость. В то же время поручение Президента о необходимости увеличения инвестиций в основной капитал до 70% также актуально, но с реализацией данного поручения существует очень серьезное ограничение. Оно связано с применением значительного дисконта до 50% при оценке залоговых активов, а также необоснованного снижения кредитного рейтинга потенциального заемщика».

Ну как тут не перефразировать бессмертное «Горе от ума» Александра Грибоедова: «Минуй нас пуще всех печалей и банков гнев, и банков тех любовь». Залюбят же до смерти…

Игорь ГРОМОВ