Иностранцы в России

Санкт-Петербург и Ленинградская область могут стать местом передислокации европейских предприятий, находящихся в настоящее время в Китае и других азиатских странах.

Об этом заявил директор северо-западного филиала российско-германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко в ходе пресс-конференции, посвященной тому, как выживает бизнес в условиях коронакризиса. По его словам, пандемия выявила глобальный вектор: необходимо пересмотреть подход к цепочкам поставок. «В этом глобальном пересмотре России важно не упустить момент, предложить свои территории для переноса заводов из Китая», – подчеркнул спикер.

Напомним, что российско-германская внешнеторговая палата была основана в Петербурге в 1992 году. Решение о ее создании подписал тогдашний вице-мэр по внешним связям Владимир Путин. С тех пор, эта структура является средоточием деловой активности немецких предпринимателей, которые желают открыть дело в нашей стране, а также их российских коллег, готовых предложить свой товар европейцам.

Немцы рядом

Сегодня палата насчитывает 900 членов, из которых на территории СЗФО функционирует 513 предприятий из Германии (их оборот в 2019 году составил 6 млрд евро). По информации Владимира Никитенко, часть из них входит в федеральный и региональный перечни системообразующих предприятий.

«Немцы известны тем, что делаю ставку на долгосрочный бизнес, – говорит руководитель филиала. – Мы лояльны российскому рынку, и хотя количество компаний в последние годы снизилось, но качество их присутствия остается на высоком уровне. Много инвестиционных проектов реализовано в прошлом году. Например, Хенкель открыл десятый завод в России в городе Тосно Ленинградской области».

Представитель внешнеторговой палаты отметил, что все немецкие предприятия следуют российским законам, в частности, сохраняют занятость на уровне 90%. И так же, как российские предприниматели, несут убытки: выручка в условиях пандемии коронавируса упала на 30-50 процентов. Поэтому палата в настоящее время взаимодействует с российскими властями по предоставлению поддержки и компаниям с иностранным капиталом. «Ведь на наших предприятиях работают российские граждане, и налоги мы платим в России», – утверждает Никитенко.

Другая проблема – топ-менеджмент ряда компаний накануне закрытия стран находился в Германии. И хотя современные технологии позволяют руководить предприятием дистанционно, все же присутствие руководителя на территории играет важную роль. Поэтому внешнеторговая палата неоднократно обращалась к российскому руководству с просьбой разрешить персоналу вернуться в Россию. «Нас услышали, – сообщил он, – первый рейс прибыл 11 июня, сейчас готовимся встречать второй, который должен прилететь 25 июня».

Почувствуйте себя брошенным

Гораздо пессимистичнее настроен председатель комитета по малому и среднему бизнесу Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) Андреас Битци. В Ассоциации порядка 500 членов – компании из Америки, Европы, Японии и Кореи, работающие в России. В СЗФО примерно 105 членов, которые работают в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. Есть среди членов АЕБ и российские предприятия, работающие на экспорт. Ассоциация создана в 1995 году с целью лоббировать интересы иностранного бизнеса в России. В ее составе 65 рабочих групп, комитетов и подкомитетов, которые обсуждают проблемы в разных отраслях, а также налоговой и правовой сферах.

«Мы обращаемся в Правительство России не только для того, чтобы лоббировать интересы наших членов, – говорит Андреас Битци, – но и ради улучшения инвестиционного климата Российской Федерации».

Иностранные компании, по словам представителя АЕБ, не планируют покидать нашу страну, но инвестировать сюда средства в нынешних условиях не готовы. «Хотя есть желающие начать бизнес с нуля, – рассказал он, – они планировали сделать это уже весной-летом текущего года, но теперь перенесли свои планы на 2021 год».

Андреас Битци также рассказал о проведенном среди членов ассоциации опросе по поводу нынешнего состояния компаний – кризис затронул практически всех, примерно половина ждет, когда ситуация улучшится, с оптимизмом смотрит в будущее и не сокращают персонал. Но есть и такие, кто чувствует себя брошенными, так как поддержка от правительства России до них не доходит.

«Только 3% наших предприятий получили хоть какую-то поддержку, – утверждает он. – Такое отношение руководства страны к иностранным компаниям может отрицательно повлиять на будущие инвестиции».

Разрозненные – к объединению…

Россию на пресс-конференции представлял координатор «Деловой России» по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов. Он сообщил, что четыре крупнейших деловых объединения в стране активно работают над предложениями по восстановлению экономики.

«Вчера прошел стратегический совет под управлением Александра Беглова, на котором губернатор высказал мнение, что и деловые объединения должны стать частью антикризисного штаба», – отметил он. Напомнив о критериях отнесения предприятий к системообразующим (численность 500 человек, оборот 1 млрд руб. и выше), Панов рассказал о предложениях «Деловой России»: «Мы предлагаем сократить численность до 100 человек, так как многие IT-компании, имея миллиардные обороты, зачастую работают с численностью в 100 человек и менее, добавить критерий: 5 млн руб. налогов в региональный бюджет и гарантии государства для таких компаний по реструктуризации кредитов».

По его информации, банки готовы сотрудничать на этих условиях, о чем «Деловая Россия» уже подписала соглашения со Сбербанком и ВТБ. Еще одна мера поддержки нужна компаниям-экспортерам – валютное регулирование. Но, пожалуй, главный тезис Дмитрия Панова, характеризующий кардинальные изменения, следующий: «Бизнес в Росси всегда был разрозненный, но сейчас ситуация меняется, мы объединяемся».

Лилиана ГЛАЗОВА