Зачистить малых…

Внутренние документы Смольного объясняют, почему в Санкт-Петербурге идет уничтожение мелкорозничной торговли

МОЖНО только догадываться, кто тот могущественный кукловод, поручивший петербургским чиновникам последовательно овобождать город от НТО. Источник многочисленных бед предприниматели ошибочно усматривают в личности руководителя имущественного блока Смольного – вице-губернатора Михаила Мокрецова.

Один из недавних примеров – гневное письмо, которое направили представители малого бизнеса в адрес Александра Беглова. Предприниматели не стеснялись в выражениях и прямо заявили, как на протяжении нескольких лет им приходиться сталкиваться «с нарастающим бездумным административным давлением со стороны отдельных исполнительных органов власти Санкт-Петербурга». Подразумевая в первую очередь КИО.

Поводом к написанию петиции стала информация о том, что на заседаниях рабочей группы по снятию разногласий при принятии решений о согласовании включения/исключения НТО в Схему размещения при Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) планируется прекратить деятельность 859 мелкорозничных объектов.

Согласно административному регламенту, отвечает за проведение таких «саммитов» именно КРППР. При этом объекты на исключение предлагаются другими комитетами, а также районными администрациями.

В письме на имя Беглова коммерсанты напомнили, что его предшественник – Георгий Полтавченко, в 2015 году установил мораторий исходя из внесения изменений в Постановление № 1045. Тем самым губернатор выдал охранную грамоту всем НТО, которые ранее находились в адресной программе, а значит – подлежали автоматическому включению в Схему размещения. Годом позже Полтавченко подтвердил на заседании Общественного совета по развитию малого предпринимательства, что до конца 2019 года будут сохранены мелкорозничные объекты, если они построены с превышением параметров ранее сентября 2012 года и имели необходимые согласования.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, 26 октября в комитеты Смольного и районные администрации были направлены приглашения из КРППР на заседания рабочей группы. По ларькам и павильонам поползли слухи, что готовится масштабное наступление чиновников на торговый бизнес, а рассылке будто бы предшествовали кулуарные беседы должностных лиц с целью выявления формальных, пусть самых незначительных оснований для исключения объектов из Схемы.

Опасения коммерсантов понятны – согласно своеобразной статистике по продлению договоров аренды (переоформление на договоры размещения) из общего числа заявок ведомство Михаила Мокрецова выносит лишь 7 % положительных решений. Остальные владельцы НТО поневоле становятся нелегалами, участь которых предрешена: их рано или поздно снесут с помощью подведомственных КИО учреждений. Сами же ответы из Смольного поступают заявителям, по их уверению, с задержкой от 2 до 12 месяцев.

В действительности и КИО, и КРППР, как и ряд других комитетов Смольного в лице своих руководителей стали заложниками большой игры. И, похоже, роли в ней четко расписаны. Например, глава КРППР Эльгиз Качаев, исходя из доброго отношения к предпринимателям, уговаривает членов рабочей группы сохранить объекты в Схеме, даже если к конкретному НТО существуют мелкие претензии – как реальные, так и надуманные.

Решения на заседаниях рабочей группы принимаются коллегиально – поднятием рук. Даже если у конкретного чиновника появилось желание исключить объект из Схемы или он получил соответствующее указание от начальства, но остальные делегаты от органов власти проголосуют за сохранение этого НТО, то коммерсант вроде бы может облегченно выдохнуть и вести торговлю дальше.

Казуистика кроется в том, что все решения рабочей группы отправляются в КИО, к «злому» Мокрецову, который не вправе подписывать договоры аренды, если вердикт вынесен не единогласно. И вовсе не потому, что вице-губернатор ненавидит мелких торговцев. Любой председатель КИО на его месте будет действовать точно так же.

В РАСПОРЯЖЕНИИ редакции имеется копия протокола совещания от 29.09.2015 №49-в с участием Георгия Полтавченко и членов городского правительства. Оно проходило уже после того как губернатор объявил мораторий, на который то и дело ссылаются предприниматели. Среди тех, кто рассматривал в сентябре 2015 года вопрос об участи мелкорозничных объектов – нынешние вице-губернаторы Албин, Бондаренко, Говорунов, Кириллов, Марков, Мовчан, Мокрецов.

Руководители рассматривали целесообразность изготовления за счет бюджета Санкт-Петербурга типовых торговых павильонов. Председателям КИО Лудиновой, КРППР Качаеву и КГА Григорьеву надлежало в течение двух месяцев продумать вопрос о расторжении действующих в режиме неопределенного срока договоров аренды земельных участков на размещение НТО, где отсутствуют рекомендации КГА по проектированию и размещению таких объектов, а также договоров аренды земельных участков, содержащих указанные условия, в случае невыполнения арендаторами соответствующих обязательств.
Этим же чиновникам поручалось внести в примерную форму договора на размещение НТО изменения в соответствии с требованиями КГА о внешнем виде объектов, а также провести анализ Схемы размещения в целях выявления объектов, подлежащих исключению по основаниям, предусмотренным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045.

Отдельно Юлии Лудиновой и Эльгизу Качаеву полагалось в ускоренном порядке внести изменения в Постановление № 1045, «в части, касающейся исключения положений, предусматривающих разработку схемы размещения НТО и внесение в нее изменений на основании предложений граждан и юридических лиц».

ТЕЗИС о том, что самому сетевому городу России не нужна мелкорозничная торговля, нашел подтверждение в протоколе этого совещания в Смольном. Чтобы заменить частные НТО государственными, по экспертной оценке, расходы городского бюджета составили бы не меньше 2,5 млрд рублей. Их не нашлось тогда, не появилось и позже. В 2018 году в бюджете Санкт-Петербурга отсутствовала строка на изготовление типовых торговых павильонов. Тенденция сохраняется в проекте бюджетных расходов на год наступающий.

Тратиться на массовое изготовление НТО нет необходимости и розничным сетям. Куда интереснее перетащить потребительский поток к себе с помощью чиновников, которые получили указание сверху – придирчиво искать и находить поводы для исключения торговых объектов из Схемы размещения.

Кстати, на основании указания губернатора Полтавченко, которое появилось в ноябре 2013 года и не отменено до сих пор, КИО надлежит при формировании Схемы и продлении договоров аренды земельных участков «неукоснительно соблюдать требования, установленные постановлением правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045», а другим комитетам и администрациям районов, которые участвуют в формировании Схемы, «обеспечить публикацию отказов в согласовании размещения» НТО в РГИС.

Поэтому мелкорозничные объекты сносят, и будут сносить. Несмотря на то, что ежегодный оборот легальных объектов МРТ в Санкт-Петербурге составляет порядка 40 млрд рублей. И город исправно получает арендные платежи в бюджет за счет работающих НТО, в то время как торговые помещения розничных сетей находятся у них в собственности.

Комментарий

Оксана Шульга, пресс-секретарь КИО:

«На заседания рабочей группы выносятся «спорные» объекты – как вновь включаемые в Схему размещения НТО, так и ранее включенные. В обоих перечисленных случаях объекты имеют отрицательные заключения профильных ведомств, согласно которым признаются не соответствующими п. 1.5 приложения к Постановлению № 1045, то есть требованиям регионального и федерального законодательства.

Заключение каждого из ведомств размещается в Региональной геоинформационной системе Санкт-Петербурга. Согласно сведениям РГИС, по состоянию на 13.11.2018 ИОГВ сформированы 859 предложений об исключении земельных участков из Схемы размещения НТО, из них 357 размещено КИО.

Предложения КИО сформированы исключительно на основании наличия отрицательных заключений профильных ИОГВ либо по результатам обследования земельных участков Комитетом по контролю за имуществом (ККИ), по итогам которых зафиксированы несоответствия п. 1.5 приложения: расположение на расстоянии менее 5 метров от пешеходного перехода, на внутриквартальном проезде, на проезжей части, на ступеньках, пандусах зданий, сооружений и др.

Мораторий действует до 31.12.2019 в отношении объектов, включенных в адресную программу по состоянию на 27.09.2012. На них не распространяются только те требования, которые установлены во 2, 3, 4, 6 и 8 абзацах п. 1.5 приложения к Постановлению № 1045. А именно: запрет на размещение НТО ближе 25 метров от зданий, в которых располагаются органы государственной власти, образовательные организации, а также ближе 25 метров от границ земельных участков под данными зданиями; на размещение НТО на расстоянии ближе 50 метров от наземных вестибюлей станций метрополитена; на расстоянии ближе 10 метров от остановочных пунктов городского пассажирского транспорта и от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы; на территории зеленых насаждений общего пользования, а также в пределах красных линий основных транспортных магистралей Санкт-Петербурга.

Остальные требования п. 1.5 приложения к Постановлению № 1045 распространяются на все объекты».

Наша справка

В апреле 2015 года мэрия Москвы приступила к реформированию рынка мелкорозничной торговли. Частные НТО заменялись на государственные, которые были построены за бюджетный счет, имели четкую специализацию, единый внешний вид. Объекты сдавались коммерсантам в аренду по результатам проведенных торгов.

В результате более 50 % рынка оказалось в руках сетевиков-арендаторов – из 4,1 тыс. НТО они забрали 2,3 тыс. До 2022 года столичные власти намерены получить порядка 7,1 млрд прибыли. Однако реальные показатели всерьез отстают от расчетных из-за того, что многие НТО остаются пустыми – слишком высоки арендные ставки. Полтора года назад президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов сообщал «Новостям малого бизнеса», что тендеры приходится проводить повторно с понижающим коэффициентом.

Подготовил Игорь ГРОМОВ, фото с сайта www.cdn.theatlantic.com