Летним кафе проще остаться в тени

В прошлом году две трети летних кафе в Петербурге работали нелегально, из-за чего бюджет города, по экспертным оценкам, недосчитался порядка 70 млн рублей. В этом году ситуация, судя по всему, повторится. Предприниматели винят власти в затягивании согласований, но в Смольном считают, что те просто не хотят работать по закону.
Сейчас схема размещения нестационарных торговых объектов Петербурга насчитывает более 1000 адресов, где можно размещать летние кафе. В понедельник, 25 апреля, вступит в силу новая редакция документа, которая пополнит этот список еще на 11 точек.
Однако большинство из них остаются невостребованными. По данным КИО, на данный момент заключено всего 390 договоров на установку сезонных веранд. Но около 370 объектов — это те, кто заключил договор еще в прошлом году. С начала этого года подписано только 19 документов, еще около 20 заявок у КИО в работе.
Неактивность предпринимателей вызывает у чиновников беспокойство. «Чтобы начать работать, надо подавать документы уже сейчас. Потому что еще предстоит согласовать внешний вид объекта с КГА», – отмечает Капустина, начальник управления развития потребительского рынка комитета по развитию предпринимательства Петербурга.
Сложней, чем поступить в МГИМО
Сами предприниматели винят в сложившейся ситуации чиновников.
Для того чтобы заключить договор с КИО, нужно добиться внесения участка для летнего кафе в схему размещения нестационарных объектов. «Сделать это сложнее, чем поступить в МГИМО. Мы уже три года пытаемся – и безуспешно. Сейчас ничего не изменилось», – говорит директор сети «Чайникофф» Михаил Гуссейнов. По его словам, для этого необходимо согласование с районной администрацией, комитетом по земельным ресурсам и землепользованию (КЗРиЗ), ГИБДД, отделами подземных коммуникаций, тепловыми сетями, Водоканалом. «Достаточно, чтобы только одна инстанция ответила отказом, и запрос будет отклонен, а все они придираются к каждой запятой», – говорит топ-менеджер.
Сейчас у сети «Чайникофф» 12 кафе в Петербурге. Количество объектов, по которым удалось достичь согласования, Михаил Гуссейнов не раскрывает, поскольку процесс оформления еще не завершен. Однако подчеркивает, что большинство поданных заявок завернули на этапе включения в схему. «Например, нашему заведению на Сенной площади отказали из-за ее планируемой реконструкции. Однако, по последней информации, в этом году ее не будет», – отмечает он. Впрочем, предприниматель намерен продолжить попытки. «Надеюсь, здравый смысл у властей возобладает», – говорит он.
«Критерии включения в схему НТО, действительно, не самые ясные. Например, в здании на Невском, 22-24, половина мест под летние кафе попала в схему, а половина нет», – говорит директор по развитию Beer Family Project Наталия Митчина. Впрочем, топ-менеджер отмечает, что за последний год процесс включения в схему все же немного упростился.
Проблемы с согласованием есть и в спальных районах. Так, по данным Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, в Кировском районе из 300 поданных заявок в схему попали всего три. «Как мне кажется, тут может быть замешана коррупционная составляющая. Предпринимателей вынуждают платить кому-то в карман, а не в бюджет города», – резюмирует вице-председатель объединения Виктор Николаев, не называя проблемных инстанций.
Впрочем, в Смольном с такой оценкой не согласны. «Отказы есть, но их не более 10% от всех поданных заявок. В основном это связано с тем, что на участке пролегают теплосети или слишком узкий тротуар», – говорит Елена Капустина. Кроме того, это не объясняет того факта, что предприниматели не торопятся заключать договоры по тем участкам, которые уже включены в схему НТО, добавляет она.
В тени по привычке
«Предприниматели не хотят официально оформлять летние кафе, потому что последние полтора года был просто ад», – говорит Михаил Шубин, управляющий «Проекта О.Г.И» в Петербурге.
Самому топ-менеджеру удалось включить одно заведение из двух в схему НТО весной прошлого года. «КИО начал заключать договоры в июле, тогда же нам позвонили и сказали, что заявка в работе, подписали только в декабре», – отмечает он. Проблема сохраняется и сейчас. «КИО согласовывает договоры медленно и в режиме ручного управления», – утверждает Виктор Николаев.
В комитете имущественных отношений обещают ускорить процесс — на этой неделе заработало отдельное окно для обращений по сезонным верандам в центре на пр. Стачек. Кроме того, КИО готов предварительно рассмотреть документы для размещения кафе рядом с некапитальными зданиями общепита. Однако удастся ли заключить такие договоры, пока не ясно – депутаты Заксобрания не пришли к единому мнению на этот счет. Комиссия горпарламента по промышленности поддержала внесение соответствующих поправок в закон о нестационарных объектах. В комиссии по законодательству опасаются, что летние кафе станут рассадником незаконной торговли алкоголем.
К тому же, по словам Натальи Митчиной, практически невозможно успеть легально оформить летнее кафе, если у заведения сменился собственник. «По правилам договор с прежним владельцем надо расторгать, а это занимает от 3 до 6 месяцев, в КИО новый договор зависнет еще на 2-3 месяца, хотя, по закону, должен быть месяц, еще 1,5-2 месяца нужно для согласования внешнего облика», – отмечает она. По словам топ-менеджера, из-за этого Beer Family в этом году рискует недосчитаться двух летних кафе на Невском проспекте (всего по городу их у компании 9). Между тем, по экспертным оценкам, сезонная веранда приносит заведению до 30% выручки.
Вызывают обеспокоенность предпринимателей проблемы с согласованием внешнего вида. Так, ранее КИО сообщил о возможном расторжении около 70 договоров размещения нестационарных павильонов, не получивших согласование размещения и внешнего вида. Такая судьба грозит владельцам сезонных веранд, которые по какой-то причине не имеют печати КГА под отметкой о приемке объекта в архитектурно-планировочном задании.
«Получать такое согласование нужно каждый год, а рекомендации постоянно меняются. Например, в позапрошлом году рекомендовали конструкции-маркизы, в прошлом зонты», – подчеркивает Наталья Митчина. Между тем, по ее словам, замена одних конструкций другими может обойтись в 150-200 тыс. рублей.
По оценке Михаила Шубина, самостоятельное оформление документов на установку летних кафе стоит 15-20 тысяч рублей. «Это та сумма, которую надо заплатить за архитектурно-планировочное задание для согласования внешнего вида», – уточняет он. Однако свои услуги предпринимателям предлагают различные посредники. «Стоимость прохождения всех этапов доходит до полумиллиона рублей, и гарантии дать никто не может», – комментирует Михаил Шубин. Затраты на оборудование могут варьироваться от 500 тыс. до 4 млн рублей для заведения на 50-100 столиков, стоимость аренды — в среднем 10-15 тыс. рублей в месяц.
По мнению предпринимателя, ситуация прошлого года привела к тому, что рестораторы вошли во вкус работы в тени. «В 2014 году была жесткая зачистка нелегальных летних веранд, но в 2015-м из-за проблем с заключением договоров чиновники были лояльны. Районные администрации приходили и делали замечания. Особых карательных мер не было. Это расслабило людей», – говорит Михаил Шубин. Но такая ситуация касается, скорее, заведений в периферийных районах. «На основных магистралях вряд ли можно стоять без договора. За этим следят», – подчеркивает он.
Впрочем, с этого года задача выселения незаконных летних кафе от Центра повышения использования государственного имущества перейдет к районным администрациям. «Теперь самозахват — это их компетенция», – говорят в КИО.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру», 24.04.2016 г.