Сергей Миронов

Антитабачный закон: ухудшения заметили не все предприниматели

Некоторым рестораторам антитабачные меры даже пошел на пользу, так как клиенты стали больше заказывать еды.

Мнения рестораторов, бизнесменов и потребителей о первом месяце действия самого жесткого этапа антитабачного закона разделились. Эксперты полагают, что в Петербурге закроется до половины предприятий общепита, а сами бизнесмены уверяют, что падения потока клиентов пока даже и не заметили
1 июля исполнился месяц со дня вступления в силу очередного этапа так называемого антитабачного закона, вводящего категорический запрет на курение в любых предприятиях общественного питания. OK-inform выслушал первые впечатления представителей Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка и самих хозяев кафе и ресторанов.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ПЕТЕРБУРГЕ — МИННОЕ ПОЛЕ

Петербургский малый бизнес в сфере кафе и ресторанов пострадает больше, чем его коллеги в других российских городах. Если московские эксперты прогнозируют закрытие до 25-40% предприятий общепита, то в Северной столице, по прогнозу председателя Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, могут закрыться до 50% существующих кафе, ресторанов, пабов и кофеен. Причем на смену им вряд ли кто придет несмотря на то что даже сейчас треть малого бизнеса Петербурга — это общепит и торговля.
«Сложится ситуация, аналогичная уничтожению малого бизнеса в Петербурге, которое случилось при правлении Валентины Матвиенко, — рассказал Алексей Третьяков OK-inform. — В малый бизнес в свое время ушли те, кого в 1991 году вышвырнули из “оборонки”. Люди только начали заниматься бизнесом, как все — попали под трактора. Очень многие — примерно треть — плюнули на все и ушли на пенсию. Некоторые эмигрировали, кто-то пошел работать в найм, и лишь немногие решили продолжать. Но сейчас желающих продолжать бизнес будет очень мало. Люди помнят, как шла зачистка мелкой розницы. Как продавливали уничтожение малого бизнеса сначала крупные торговые сети. Сейчас им на смену пришли гиганты-фармацевты, которые лоббируют продвижение своих антиникотиновых пилюль и прочих пластырей. А ради интересов корпораций у нас с предпринимателями считаться никто не будет. Так какой смысл ходить по минному полю? Я читаю лекции студентам-экономистам и как-то спросил, кто из них по окончании института хочет завести собственное дело. Поднялась всего одна рука».
По мнению Алексея Третьякова, в свое время, с введением аналогичных антитабачных запретов в ряде европейских стран, даже такие традиционно курящие страны, как Ирландия, потеряли 25% бизнеса.
«Там культура и традиции, воспитанные веками. Люди десятилетиями ходят в один и тот же паб, и им проще отказаться от сигарет, чем от любимого ритуала. У нас в России такой культуры нет. Поэтому у нас проще отказаться от общепита», — считает Алексей Третьяков.
Кроме того, в Европе долю курильщика облегчает климат. И там в большинстве стран все-таки можно курить на открытых террасах при кафе и ресторанах. У нас картина противоположная, и особенно она обострится зимой.
По мнению руководителя ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, больше всего пострадают пабы и кофейни. Классические рестораны все-таки выживут — за счет кухни и алкоголя. Но настоящая катастрофа ожидает летние открытые кафешки. Их существование становится вообще бессмысленным.
«Вчера шел по Васильевскому острову мимо открытых кафе. Раньше летом там было не протолкнуться, сейчас они вообще пустые, — рассказывает Третьяков. — Человек шел мимо, заказывал чашечку кофе, легкую закуску, пиво и сидел на свежем воздухе. Сейчас курить нельзя нигде, где есть общественное питание».
Между тем мнения самих хозяев кафе, ресторанов, пабов, кофеен и закусочных разделились. Некоторые клянут закон и подсчитывают убытки. Так, по предварительным оценкам Федерации рестораторов и отельеров России, продажи в ресторанах, кафе и барах за первый месяц упали на 15 — 20%. По мнению президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, 30% предприятий могут разориться, а спад в товарообороте со временем может увеличиться еще больше. В профильной федерации также считают, что больше всего пострадают небольшие пивные и кофейни, которые выживали за счет любителей попить ароматный кофе под сигаретку или пиво в спортбаре.
Однако владельцы заведений, ориентированных главным образом на кулинарию, особо не расстраиваются. Как рассказала OK-inform хозяйка сети закусочных «Брынза», а также ряда других ресторанов в Санкт-Петербурге Этери Клименко, «мы никаких последствий в плане бизнеса и потока клиентов не заметили».
Более того — по словам рестораторов, они даже приветствуют антитабачные меры (кстати, являясь сами людьми курящими), поскольку клиенты стали больше заказывать еды. Стали дольше засиживаться и некурящие посетители, которые раньше торопились поесть и побыстрее уйти из-за дымовой завесы. По словам хозяев, клиенты тоже не жалуются. Если кому-то очень надо покурить, это можно сделать на улице рядом с рестораном. Теоретически «на перекур» можно захватить даже бокал вина.
Хозяйка небольшого домашнего кафе, расположенного недалеко от метро «Автово», тоже никаких последствий пока не ощутила. Она говорит, что пришлось несколько переориентироваться в ассортиментном плане, но клиентов меньше не стало.
«В известную американскую сеть люди тоже ходят поесть и посидеть, и что-то я не слышала, чтобы всегда существующий там запрет на курение кого-то отпугивал», — говорит Карина.
Впрочем, спустя месяц — 1 июля — в Госдуму внесен законопроект, разрешающий курение на открытых террасах около кафе и ресторанов. Авторами этой инициативы выступили депутаты «Справедливой России» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым. Законопроект предполагает разрешить собственникам помещений, отведенных под кафе и рестораны, устраивать на расположенных на открытом воздухе террасах помещения для курения. В пояснительной записке к законопроекту депутаты отмечают, что такая практика распространена в ряде европейских стран, в том числе в Эстонии и Нидерландах, и не противоречит Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
Примут ли депутаты «послабляющий» закон, неясно. Однако, как считает представитель малого бизнеса Алексей Третьяков, небольшие предприниматели и так уже постоянно оказываются на передовой. И сколько они там продержатся, неизвестно.

Марина Бойцова,
ОК-Информ
02.07.2014 г.