Картина маслом?

Центр поддержки искусств Санкт-Петербурга» (ЦПИ СПб), прикрываясь громким названием своей организации, намерен переселиться если не к корпусу Бенуа, так сразу на Дворцовую площадь.

Вопрос – почему подобной благожелательностью не могут воспользоваться десятки открытых сувенирных лавок, составляющих конкуренцию ЦПИ СПб, повисает в воздухе. Зато Алексей Сергиенко, возглавляющий структуру с громким именем, легко опирается в разговоре даже не на рядовых клерков КУГИ или профильного вице-губернатора Михаила Мокрецова – сразу на его шефа Георгия Полтавченко…

Крупнейшая площадка, на которой реализовывались сувениры ручного производства, а также картины, долгие годы располагалась на Конюшенной площади. В этом проступал некоторый колорит, скорее, отсылавший к историям Ильфа и Петрова. С ней смирились, к ней привыкли: петербуржцы перестали замечать, туристы отоваривались магнитиками, дешевыми картинками, буденовками. А теперь компания «Плаза Лотус групп» начинает реконструкционные работы в Конюшенном ведомстве (в перспективе здесь обоснуется апарт-отель). Проект считается инвестиционным – ярмарка уже отгорожена от посетителей бетонным забором. Сувенирщики и художники, как можно догадаться, участи не обрадовались, считают действия застройщика незаконными. Или чем-то близким к этому. Защитник нашелся в лице «Центра поддержки искусств Санкт-Петербурга», арендовавшего у города торговую площадку рядом с храмом Спаса-на-Крови.

Договор аренды у сувенирщиков, по информации КУГИ, истек еще в ноябре 2011 года. О пролонгации соглашения речь не шла с учетом планов по созданию апарт-отеля. Правда, и выселять торговцев не пытались. В марте прошлого года город объявил «Центру поддержки искусств» о прекращении арендных отношений в течение трех месяцев. Впрочем, до декабря организация оплачивала аренду участка. Вместе с тем, ноябрь ознаменовался для компании «Плаза Лотус групп» получением разрешения на реконструкцию Конюшенного ведомства. В первой половине декабря площадку, еще занимаемую ярмаркой, отдали в аренду: согласно договоренности, здесь надлежало возвести строительный городок. В «Плаза Лотус групп» дали комментарий: «В договоре аренды сказано, что в течение трех месяцев мы обязаны освободить участок от третьих лиц – ярмарки художников». Представители компании утверждают, что в течение зимних месяцев пытались договориться с ЦПИ СПб, встречались с руководством, слали уведомления, убеждали о необходимости съехать. Но оппоненты наотрез отказались убирать ярмарку. В середине марта подрядчику выдали разрешение на установку забора и производство работ.

В настоящий момент «Центр поддержки искусств» рассчитывает занять площадь у корпуса Бенуа на канале Грибоедова и на Дворцовой площади. Высылал предварительные проработки в КГИОП: «Официальный проект, из которого было бы понятно, сколько стендов, на какой площади, в какой цветовой гамме планируется установить, нам не направляли», – заметила в беседе с корреспондентом «Фонтанки» заместитель председателя КГИОП Ольга Милица. Из официального письма, направленного Ольгой Ефимовной в адрес ЦПИ СПб, которое оказалось в распоряжении «Новостей малого бизнеса», следует: КГИОП возражает против размещения сувенирной ярмарки на Дворцовую площадь, «так как это приведет к искажению ценных градоформирующих объектов, что противоречит требованиям нормативно-правовых актов». Ведомство не возражает, если художники и торговцы обоснуются южнее дома №2Б, литера А, по каналу Грибоедова. При условии размещения охристых стендов оборудования между между опорами освещения и так, чтобы не нарушать визуальное восприятие храма Спас-на-Крови.

сувенирыПытается сохранить в споре нейтралитет и «Плаза Лотус Групп», декларируя свое желание не сносить сувенирную площадку, а установить строительные вагончики с ней по соседству. Однако, по словам Алексея Сергиенко, главы ЦПИ СПб, действия застройщиков – глупость: «Мы просили дать достоять нам до первого мая (нам выделили новую территорию, и мы бы туда переехали). Предлагали помочь оплатить новое оборудование. Сейчас нам выделили участки напротив корпуса Бенуа и Малой Конюшенной (вместо одного большого – два небольших; было сто пятьдесят мест, осталось семьдесят), идет процесс оформления. Уже есть решение губернатора Полтавченко. Будем рассчитывать, что город выделит нам еще территорию, поскольку на выделенной мы не помещаемся. На компанию застройщика подали в суд. Считаем, что договор этот заключен неправомерно, будем судиться».

Главным в этой, отнюдь не сложной ситуации, видится необходимость договориться о понятиях. Сергиенко пытается преподнести ситуацию в свете: «художников притеснили». Что мы подразумеваем под ярмаркой художников? Каждый, кто хоть раз проходил по рядам торговцев знает: ее основу составляют вовсе не холсты петербургских портретистов-живописцев, а российские и китайские сувениры. То есть сувенирная площадка должна подпадать под требования Постановления №1045 – располагаться на земельном участке, который должным образом занесен в РГИС. В таком случае ЦПИ СПб обязан, как и тысячи нестационарных торговых объектов, расположенных на городской земле, пройти процедуру МВК – плохую или хорошую, но общую для всех.

Сейчас же «Центр поддержки искусств Санкт-Петербурга», во главе которого стоит бывший владелец скандального ночного клуба «Тоннель» Алексей Сергиенко, воплощая в жизнь собственное понимание о переносе ярмарки, превращает законодательный документ в фикцию.

Галерист Мария Арно (проекты в «Галерее Маркова», «DF» и др.) дала комментарий «Новостям малого бизнеса» по поводу художественного уровня ярмарки: «Я бы не придавала этому такое значение, что прогнали художников. Как раз художественная ценность товаров, продававшихся у Спаса-на-Крови, на мой взгляд, исключительно сомнительная. Это ремесленники, кустари. Даже народный промысел адекватно не представлен. Петербургские художники, чьи полотна заслуживают внимания, не выставляются на улицах. Это совершенно не выгодно и может служить только антирекламой. Кроме того, вы можете себе представить покупателя, ценителя искусств, отправляющегося на ярмарку купить серьезное полотно, в ряду между шкатулками, значками и ушанками? На мой взгляд, это просто абсурдно. Вы же не назовете преступным изгнание с намоленного места, если там начинается ремонт или строительство, равно как не назовете большими дарованиями «музыкантов», собирающих монеты в шляпу, хотя некоторые из них, допускаю, вполне недурно дергают струны».

Мы связались с представителями магазинов «Мир Сувенир» (ул. Большая Конюшенная) и «Сувенир» (набережная канала Грибоедова) и поинтересовались, как они относятся к возможности появления «соседей». Первые хоть и удивились, но сказали: «Как администрация решит, так и будет», вторые заявили, что они – против. Это, с точки зрения конкуренции, более чем объяснимо. Но будем называть вещи своими именами: если одни могут совершать подмену, почему нельзя остальным?

Напоследок хотелось бы привести позицию, которой придерживается по поводу переезда сувенирщиков вице-губернатор Михаил Мокрецов. Копия письма, направленного им недавно на имя губернатора Георгия Полтавченко, попала в редакцию «Новостей малого бизнеса». В депеше, в частности, говорится о том, что переселить площадку по торговле сувенирами и картинами на Дворцовую площадь нельзя, так как КГА дал заключение – на участке у Певческого моста находится стоянка туристических автобусов. Кроме того, «в соответствии с действующим порядком предоставления земельных участков в аренду под цели, не связанные со строительством, предоставить Организации какой-либо участок возможно только путем проведения торгов». В заключение вице-губернатор Мокрецов просит снять с контроля поручения Георгия Полтавченко от 21.02.2014 №304 в связи с обращением ЦПИ СПб по вопросу перебазирования культурно-выставочного комплекса.

Любопытно, о каком же решении губернатора столь убежденно рассказывает Алексей Сергиенко?

Александр ТОКАРЕВ, «Новости малого бизнеса», Фото: Сергей Савинский, http://topspb.tv, http://www.metronews.ru