Закрыться или перепрофилироваться

С 1 января 2013 года пиво приравняли к остальному алкоголю, и пенный напиток теперь должен перекочевать из ларьков в крупные торговые точки. Хотя суровость законов в России возмещается их повальным неисполнением, торговцам следовало подготовить свой бизнес к запрету, считают эксперты.
Если законопослушный гражданин после «застольного» праздника встретит очередь за пивом у ларька, то ему следует заявить об этом в полицию. С этого года пиву нет места в торговых точках, чья площадь составляет менее 50 квадратных метров, в нестационарных объектах и торговых палатках (прощай, пивной фестиваль).
Кроме того, нельзя теперь продавать пиво ночью: «хмель и солод» приравняли к крепкому алкоголю, а значит, с 23.00 до 8.00 местного времени (в регионах возможны вариации) его продажа запрещена. Хочешь пива – запасайся им заранее. Либо топай в кафе или ресторан — для них запрет не действует.
Обыватели невесело шутят: рассол и самогонные аппараты снова будут в чести. А у ларечников и владельцев небольших магазинчиков настроение совсем похоронное. Одни предлагают делиться друг с другом на форумах более-менее законными методами обхода запрета. Другие продолжают возмущаться и обсуждать, почему магазин со всеми коммуникациями, но без фундамента, хуже «стационарного объекта», и чем ларьки так не угодили гипермаркетам.
Ответить на последний вопрос проще простого, считает председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков. Крупные сетевые магазины, считает он, мало-помалу теряют выручку. Им больше «некуда расти», а значит, надо переманить часть покупателей других торговых точек. Сделать это «законным путем», через Госдуму, проще всего, поскольку государственная политика по поддержке малого бизнеса давно строится по принципу «наказание невиновных и гонение непричастных», уверен эксперт.
По мнению Третьякова, многие предприниматели через какое-то время будут вынуждены просто свернуть бизнес. Ускорит этот процесс принятие «антитабачного» закона, который, наряду со здравыми идеями запрета курения в общественных местах (вплоть до лестничных площадок жилых домов), введет табу на продажу сигарет в маленьких магазинах и киосках. Третьяков поясняет: дело не в том, что малый бизнес «зарабатывает» на пагубных привычках. Просто вместе с банкой пива или пачкой сигарет люди, как правило, берут колбасу, молоко, хлеб и прочие продукты.
«Мы давно отучились ходить за одним товаром в один магазин, за другим – в другой. Сигареты и алкоголь дают всего 12-15% выручки, но если прибавить товары, которые продаются вместе с ними, то получится, что предприниматели потеряют до трети выручки», – поясняет эксперт. Так что, по мнению Алексея Третьякова, многие коммерсанты предпочтут скорый и ужасный конец этому ужасу без конца.
Выводы представителя предпринимательского сообщества подтверждают данные аналитиков. Эксперты агентства INFOLine подсчитали, что в течение следующих двух лет крупная розница получит от запрета продажи алкоголя и табака в «малой торговле» дополнительный доход в объеме 2,8 трлн рублей. Для малого бизнеса это обернется катастрофой: отток потребителей, а также существенное сокращение выручки приведет к закрытию около 60 тысяч мелких торговых объектов, в том числе около 30 тысяч киосков, 10 тысяч павильонов и более 12 тысяч традиционных магазинов площадью менее 50 кв. метров, говорится в материалах агентства.
Еще более драматично будет складываться ситуация в сельской местности, где практически отсутствует торговля крупных форматов. Там сформируется нелегальный рынок торговли спиртным и табаком объемом более 320 миллиардов рублей, предупреждают аналитики. По оценкам INFOLine, в торговлю из-под полы будет вовлечено более 300 тысяч человек.
Петербургские предприниматели с такими оценками не спорят. По их мнению, в городе на Неве торговать в обход запретов смогут те, кто ближе к власти и «силовикам», и чья рука щедрее. Так что последствия «борьбы с алкоголизацией» будут куда серьезней, чем многие думают.
Представители малого бизнеса, к слову, неоднократно пытались предупредить такой поворот событий и хотя бы отсрочить введение новых законодательных норм. Например, общественная организация «Коалиция киоскеров» в начале октября отправила президенту Владимиру Путину письмо с просьбой не вводить запрет на торговлю «легким» алкоголем в ларьках и маленьких магазинах. В ответе, выложенном на сайте коалиции... цитируются законодательные акты, предусматривающие этот запрет.
Впрочем, и среди предпринимателей есть другая точка зрения на сложившуюся ситуацию. Если не более оптимистичная, то хотя бы созидательная.
Как отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» президент Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов, о грядущем запрете малые бизнесмены узнали далеко не вчера. Было понятно, что рано или поздно он все равно вступит в силу. А значит, вместо того, чтобы протестовать, следовало подумать о том, как переформатировать свой бизнес. Ввести новые группы товаров или же кардинально сменить профиль, превратившись, например, из магазина в ателье по пошиву и ремонту одежды.
Признавая, что торговцам придется тяжело, эксперт, тем не менее, считает, что наиболее предприимчивые найдут выход из ситуации. Как это сделать с наименьшими потерями, будет обсуждаться на одном из ближайших заседаний Союза.

Анна Беляева,
БалтИнфо, 03.01.2013 г.