Торговые палатки с дизайном от Смольного

Проектом распоряжения комитета по градостроительству и архитектуре предполагается, что новые тележки мороженщиков и павильоны должны будут появиться в городе уже с 2014 года. Регламент будет распространяться на павильоны и палатки предпринимателей, работающих в сферах мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания и реализации периодических изданий, причем как расположенных на земле, арендуемой у города, так и на частных территориях. Регламент станет обязательным для всех временных, то есть не имеющих фундамента, торговых объектов, говорится в проекте распоряжения. Только на городских землях таких построек около 4 тысяч. А общая площадь участков, переданных в аренду под временные объекты торговли и оказания услуг, – более 200 тысяч кв. м, сообщили в КУГИ.
Формально регламент для торговых объектов, как и для оформления Невского проспекта, является рекомендательным. И следить за его исполнением должны будут администрации районов. Но при этом КГА — одно из ведомств, согласование которого требуется для установки временных торговых объектов. В случае, если предприниматель арендует землю у города, он должен будет сменить внешний вид павильона, когда ему потребуется продление договора аренды. Новые проекты, не соответствующие уже утвержденным требованиям, администрация утверждать не будет, пояснили «Фонтанке» в КГА. Владельцам временных сооружений на частной земле придется легче — они будут вынуждены сменить конструкцию объекта лишь в том случае, если им понадобится как-либо изменить облик торговой точки, согласовав это с властями.
Согласно проекту документа, КГА регламентирует и архитектурное решение ларьков, и их цвета. Киоски и павильоны будут выкрашены в серо-зеленый цвет, с темно-зелеными, красными, песочными или горчичными тентами. Палатки станут зелеными, желтыми или серыми. Всего на выбор предпринимателям предложат 8 цветов. Площадь и объемно-пространственные размеры павильонов также будут жестко зафиксированы. Согласно альбому решений, площадь киосков будет составлять 4,5 — 5,5 кв. м, павильонов — от 11 до 68 кв. м. Палаток — 3 — 6 «квадратов», а елочных базаров — до 13,5 кв. м. Высота киосков составит 3,6 м.
Также предпринимателей обяжут размещать рядом со своими объектами согласованные с комитетом урны. А по желанию бизнесмены смогут устанавливать и небольшие клумбы и тенты со столиками. Их внешний вид также регламентирован. Рекламу собственникам павильонов можно будет размещать только в витринах.
Новый регламент поспособствует формированию архитектурного облика Петербурга, считают разработчики регламента. С этим согласны многие эксперты. «В целом в Петербурге ситуация не такая катастрофичная, как в Москве, но многие районы уже находятся на грани. Это территории вокруг станций метро «Звездная», «Купчино», «Комендантский проспект». Думаю, любой регламент будет полезен», — говорит архитектор Владимир Григорьев.
Однако представители малого бизнеса с таким подходом не согласны. «С начала 1990-х таких волн по улучшению облика торговых павильонов было уже около пяти. И все они легли на плечи предпринимателей. При этом претензии властей непонятны, ведь нынешний облик павильонов согласовывала администрация», — говорит директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов.
«Вопрос эстетики всегда важен и порой проблематичен. Но нынешние киоски и павильоны возведены по проектам, согласованным с КГА. Почему еще 2 — 3 года назад ведомство устраивали эти конструкции, а теперь нет?» — согласен исполнительный директор Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков. Чтобы привести в порядок внешний вид торговых объектов, городу в первую очередь необходимо ликвидировать все киоски и палатки, появившиеся в Петербурге нелегально, — именно они в большинстве портят вид города, считает Владимир Меньшиков. При этом новые стандарты было бы логично вводить только для новых объектов, расположенных в исторической части города, уверен эксперт.
Стоимость замены павильона площадью до 20 квадратных метров обойдется предпринимателям в 30 — 45 тысяч за кв. м, оценивают эксперты. Стоимость павильонов, больших по площади, обойдется еще дороже: если небольшие киоски можно заказать прямо на заводе, то возведение крупных приравнивается к новому строительству. При этом потратить эту сумму большинство бизнесменов должны будут в течение примерно 3 — 5 лет. Как правило, на этот срок заключаются договоры аренды с КУГИ. «Павильоны площадью более 30 квадратных метров зачастую уже выглядят как капитальные строения, они оформлены каменной плиткой, построены из качественных материалов. Для их возведения требуется пройти через сложную процедуру согласований, которая длится до 6 месяцев», — говорит Сергей Веснов.
«В предыдущие разы попытки облагородить торговые киоски и павильоны оказывались просто лоббированием интересов определенных структур. Например, когда устанавливался вид павильонов на остановках транспорта, предпринимателей посылали за приобретением конструкций к определенным фирмам, чьи услуги были завышены в 1,5 — 2 раза», — добавляет Сергей Веснов и предлагает заменять павильоны не по истечении срока аренды, а после окончания срока службы нынешних конструкций.
К слову, инициативы, связанные с торговыми павильонами, в Петербурге появляются регулярно. В прошлом году правительство выпустило постановление № 1045, регламентирующее размещение нестационарных объектов торговли. Согласно документу, должны быть демонтированы слишком крупные объекты, а также находящиеся вблизи охранных зон инженерных сетей (газ, водопровод, электросети) и зданий, в которых располагаются органы государственной власти, образовательные учреждения, медицинские организации и объекты спорта. Первоначально в новую схему размещения таких объектов не попала значительная часть таких павильонов, к примеру около трети газетных киосков. Однако затем городские власти решили свой подход скорректировать. Еще одна головная боль бизнесменов — срочное подключение к сетям «Ленэнерго» после увеличения платы за бездоговорное потребление в десятки раз с прошлого года.

Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру», 25.10.2013 г.