«Я не верю в эти проекты»

Пиво и камни

Для того чтобы раскрутить бизнес, достаточно найти нишу, не занятую конкурентами. Это один из важнейших экономических законов. О том, как он действует на практике, рассказывает владелец магазина Анзор Минеев.

Есть такой магазин

 — Как вы вообще решили заняться бизнесом?
— Я два года работал в магазине, торгующем материалами для обработки камней. Хозяин поднял свой бизнес еще в 90 годы и к нашему времени практически развалил. Уволились водитель, коммерческий директор, бухгалтер. Я остался один. С нуля начинать не хотелось – опять искать работу, чему-то учиться. А в сфере обработки камней меня уже люди знали, звонили со всего города, чтобы проконсультироваться.
— И что вы предприняли?
— Однажды уволившаяся бухгалтер сказала, что хочет открыть собственный магазинчик. У нее была возможность занять полмиллиона рублей, потом что-то не срослось. А я как раз накопил сто тысяч рублей. Мы подсчитали, сократили расходы, как могли, и поняли, что в 200 тысяч укладываемся.
— Сайт обошелся в шесть с половиной тысяч, товара купили на 60 тысяч. Остальное ушло на прилавки, стеллажи, компьютер и аренду за два месяца.
Главная проблема оказалась в том, что мы вложились в магазин, и у нас не осталось никакого финансового буфера. Предположили, что деньги будут приходить с торговли. Будь у нас с самого начала полмиллиона, все бы пошло совсем по-другому.
— И как бы вы их распределили?
— Большую часть пустил на рекламу. Если бы сейчас можно было чудесным образом распространить озарение, что есть такой магазин, народу бы пришло очень много.

Пусть все рушится

— Если не секрет, какие товары приносят вам основной доход?
— Я стараюсь собрать в магазине как можно больше товаров. Сам бегаю по полузабытым складам, где продают разные абразивы. Приношу алмазные пасты, которые лежат уже по 20 лет – с ними со временем ничего не делается. Важно, чтобы в магазине было много разных неожиданных мелочей, чтобы у покупателя глаза разбегались.
Но основной доход приносит химия для камня и еще шлифовальные круги.
— Может, выгоднее было бы открыть магазин шаговой доступности, торговать пивом и сигаретами?
— Пивом торговать всегда выгоднее – его пьют все, камнем занимается всего пять процентов населения. Но открывать точку с пивом в городе, где их уже миллион… Наверное, прибыль будет не больше, чем от специализированного магазина – таких в Петербурге всего три, включая мой.
— По всем законам рынка работа в такой узкой нише должна приносить серьезные доходы.
— Для того чтобы здесь получать прибыль, которую я получал бы, работая на кого-то, мне нужно еще где-то год бесплатно пахать. Если бы не дополнительные заработки, я бы никогда не ввязался в свое дело. И даже сейчас иногда жалею, что занялся малым бизнесом.
Наемный работник до шести отработал, и пусть все рушится, горит, меня ничего не волнует. У него выходные, отпуск и оплачиваемый больничный. А со своим делом голова вечно болит, и впереди одна неизвестность.

Последний вариант

— Что беспокоит вас больше всего?
— Основная головная боль связана с тем, что подходит время платить аренду, а денег нет.
Еще возникли трудности с открытием счета: «Газпромбанк» нам отказал. Видимо, не хочет возиться с маленькой компанией. А мы ответа ждали три недели, теперь нужно искать другой вариант.
Неприятно, когда люди неохотно выполняют свои обязанности. Иногда из лени, иногда из принципа – чтобы на шею не садились.
— Вы о банковских служащих?
— Да вообще обо всех, с кем мы сталкиваемся. Даже на деловых партнеров полагаться нельзя. Все приходится тянуть самому – помнить, звонить, инициировать все процессы. Хотя, возможно, это мне такие люди попадаются, которые работают очень плохо…
— В городских программах поддержки малого бизнеса вы не пытались участвовать?
— Я не верю в эти проекты. Все, что связано с государством, занимает очень много времени.
— Возможно, стоит кредит взять?
— Это самый последний вариант. Я бы взял кредит в одном случае из ста, если бы был уверен, что сейчас попрет прибыль в 300 процентов.

Внештатное расписание

Ближайшие изменения в трудовом законодательстве сделают жизнь малого бизнеса легче. Об этом заявил заместитель главы Минздравсоцразвития России Александр Сафонов.
По его словам, сейчас чиновники активно обсуждают предложения по сокращению документооборота в сфере трудовых отношений для небольших компаний. Сейчас объем бумаг, необходимых для функционирования малого, среднего и крупного бизнеса практически не различается. По мнению Сафонова, «это неразумно», во многих случаях достаточно одного только трудового договора. «Зачем на предприятии, состоящем из трех человек — владелец и два работника — составлять штатное расписание, зачем вести журнал учета рабочего времени и оформлять еще кучу других бумажек?», — удивляется заместитель министра.
Министерство уже готовит поправки в законодательство. Предполагается, что представители малого бизнеса смогут прописывать в трудовых договорах ненормированный рабочий день работника, чтобы потом компенсировать это дополнительными отпускными днями. Такие меры должны избавить предпринимателей от сложного оформления переработок.
К сожалению, Сафонов не рассказал, улучшит ли облегченное оформление переработок жизнь работников.

Александр Яцуренко,
газета «ПРОФЕССИЯ» № 97 (1379) /24.08.2011 — 26.08.2011/
(Публикуется с сокращениями).

Справка «Новостей малого бизнеса»:

17 августа Правительство Санкт-Петербурга приняло Программу по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012 – 2015 годы. На ее реализацию из городского бюджета будет выделено более 3,3 миллиардов рублей.