Ужесточается наказание за нарушение требований охраны труда

Эксперты переход к экономическим способам стимуляции работодателей одобряют и даже считают, что потолок повышения штрафов еще не достигнут. Работодатели, в свою очередь, опасаются, что нововведения с аттестацией рабочих мест может стать базой для коррупции.
Замминистра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов рассказал журналистам, что настало время внедрять в трудовые отношения экономические методы стимулирования работодателя. По его словам, многие ее аспекты сейчас стали неудобным наследием советской системы, что неприемлемо в условиях рыночной экономики.
В качестве кнута Минздрав подготовил законопроект по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях и ст. 143 Уголовного кодекса, ужесточающий ответственность за нарушение требований охраны труда. Документ уже внесен в правительство. «Надеюсь, что он будет принят уже в осеннюю сессию», — говорит один из инициаторов законопроекта, председатель комитета по труду и соцполитике Госдумы Андрей Исаев.
Сейчас за ненадлежащее выполнение требований охраны труда работодатель может отделаться штрафом (до 5 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей; до 50 тыс. для юрлиц) либо приостановлением деятельности на 90 дней.
Минздравсоцразвития предлагает штрафы увеличить и создать классификацию самых тяжелых правонарушений. Так, за неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах работодатель должен заплатить от 100 тыс. до 400 тыс. руб., за необеспечение работников сред­ствами индивидуальной защиты — 100—600 тыс., за допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке медицинские осмотры, — 60—400 тыс. Если же нарушение требований трудового законодательства повлекло гибель двух и более людей, то руководителя должны лишить свободы. Подтверждением невиновности должно стать свидетельство об аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вместе с тем из КоАП исключаются санкции в виде временного приостановления деятельности предприятия. К тому же роль еще одного пряника может сыграть избавление от дополнительных выплат для работодателей, улучшающих условия труда.
«Подобная практика уже существует. Работодатели платят взносы страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Если работодатель качественно улучшил условия труда, то до 20% взносов может быть ему оставлено для проведения профилактических мероприятий на производстве», — поясняет г-н Исаев.
Директор института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов согласен, что ответственность работодателя, не соблюдающего трудовое соглашение, должно быть ужесточено. «Особенно если это касается гибели людей», — говорит он. Кроме того, эксперт предлагает ужесточить и все, что касается так называемых отложенных последствий некачественных условий труда и недостаточной защиты. «Здесь есть резервы, чтобы заставить работодателя вкладывать побольше в индивидуальные средства защиты, безлюдные технологии и прочее», — поясняет он.
Руководитель департамента индустриального рекрутмента Antal Russia Евгения Ланичкина также считает ужесточение подобных мер рациональным шагом. «Однако даже сейчас они не кажутся драконовскими. В любом случае размер штрафов в масштабах прибыли тех же производ­ственных компаний незначителен. Предлагаемый компаниям «пряник» достаточно привлекателен, поскольку стоимость простоя производства может намного превышать размер штрафа», — говорит она.
Между тем есть риск, что планируемые госорганами аттестации сотрудников дадут дополнительный простор для коррупции. «Специфика России такова, что даже несмотря на то, что многие нововведения являются обоснованными по своему духу, на практике могут трактоваться проверяющими органами в широком диапазоне и создают пространство для коррупционных схем», — поясняет директор «ОПОРА дружбы» Ев­гений Якубовский.

Анастасия Литвинова, РБК daily, 05.08.2011.