перевозки

«Ту-ту» в пустоту: никто никуда не едет

Популярный российский сервис путешествий провёл интернет-перекличку среди тех, кто обеспечивает проезд туристам по трассе, железной дороге и в небе.

Результат дискуссии, на которую собрались представители различных перевозчиков и туристического бизнеса, неутешителен, рассказали «Новостям малого бизнеса» организаторы мероприятия. Каждому спикеру сервис путешествий «Туту.ру» предложил ответить на три вопроса: какова сегодняшняя ситуация на рынке, как компания стравляется с возникшими трудностями и видит ли перспективу дальнейшей работы?
По информации Игоря Сивца, заместителя генерального директора по развитию «Туту.ру», под ударом находятся все перевозчики, но наиболее пострадавшей отраслью следует назвать авиацию, где падение продаж составило более 90%. Это и понятно – рейсы за рубеж полностью приостановлены, а внутрироссийские перелёты съёжились до 12%. Авиаторам пришлось пойти по зарубежному сценарию – никаких возвратов живыми деньгами, только сертификаты, промокоды, баллы или перенос рейсов в будущее. Жёсткая политика по отношению к пассажирам, тем не менее, сыграла в плюс экономике – в России нет ни одного банкротства среди авиакомпаний.
«Мы все под ударом кризиса, – заметил Сивец, – продажи драматически падают, возвраты растут, накладные расходы растут. Но мы без крайней необходимости не рекомендуем путешествовать».
Впрочем, никто никуда и не едет. Президент Ассоциации работников транспорта и туризма (Ростов-на-Дону) Ирина Ал Зирки, например, говорит, что сокращение автобусных пассажирских перевозок составило 85%. Ее слова подтверждает генеральный директор эстонской компании «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group) Райт Реммель. Еще пару месяцев назад компания совершала более 240 отправлений в день, ежедневно на маршруты выходило 100-110 автобусов. Теперь у «Евролайнс» осталось лишь 20 отправлений в день, а количество транспорта на линии составляет только 10 единиц. Например, из 50 тысяч пассажиров, которые компания ежемесячно перевозила в Санкт-Петербург и обратно, в апреле не осталось ни одного человека.
«Картинка довольно-таки грустная, – сетует Реммель, – но повод для оптимизма есть. Мы провели маленький опрос среди своих клиентов, спросили про готовность путешествовать после всех ограничений. Нам ответили 1500 с лишним человек. Причем 85% респондентов собираются куда-нибудь поехать как туристы уже в мае-июне».
Автоперевозчики и железная дорога, по словам Игоря Сивца, в отличие от авиаторов возвращают пассажирам живые деньги, но банкротств в этих сегментах пока тоже нет. Более того, железнодорожники отказались от начисления штрафов с 1 апреля по 1 июня за возврат несостоявшихся поездок, хотя и здесь продажи провели на 80%. Правда, рейсы здесь отменяются, в отличие от других перевозчиков, гораздо реже.
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров, уверена, что эта отрасль продолжает оставаться в самой серьезной зоне риска. Ведь нет никакого смысла спекулировать на тему сроков окончания кризиса и последствий пандемии. И даже когда коронавирус удастся победить в разных странах мира, неизвестно, какая ситуация будет в России с курсом рубля, насколько серьезно вырастет безработица, как снизятся реальные доходы и платежеспособность населения. К тому же, никто не снимает вопрос, сколько реальных игроков останется на рынке к тому времени.