Роман Пастухов

Ситуация в стране такова, что посадить можно любого

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов рассказал, что по данным СК, МВД и ФСБ, в 2019 году по экономическим статьям было зарегистрировано 317 627 преступлений. Это на 37% больше, чем годом ранее.

Корреспондент «Новостей малого бизнеса» попросил президента Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Романа Пастухова прокомментировать данную новость, ответив на следующие вопросы: уголовное преследование предпринимателей в Петербурге усилилось или уменьшилось? Чувствуют ли члены союза потепление бизнес-климата в этой сфере? Чего ждут от будущего: будут ли предпринимателей меньше сажать за экономические преступления?.
«Реалии сегодняшнего дня таковы, что почти каждого предпринимателя при желании можно подвести под уголовное преследование, — убежден Роман Пастухов. — Значительных подвижек в сторону потепления мы пока не наблюдаем. Предприниматели находятся в оправдательной позиции, вынуждены бесконечно доказывать свои добропорядочные намерения и благонадежность». По его мнению, презумпция невиновности в отношении предпринимательской деятельности не работает. Любой сигнал, либо заявление физического лица в отношении предпринимателя позволяет контролирующим органам приступать к боевым действиям, часто ведущим к приостановке всей работы, банкротству или ликвидации компании. И даже если, в конечном итоге, предпринимателя оправдают или вернут дело на доследование, ситуацию это не улучшает: как правило, предприятие, не имевшее возможности работать в полную силу в течение длительного времени, разоряется. А, значит, сокращаются рабочие места, уменьшается налогооблагаемая база.
Лидер Союза называет ситуацию абсурдной. «Контролирующие органы, органы учета и согласования — надстройка, необходимая для регуляции и соблюдения «правил игры», по своей сути, первые помощники предпринимателю в его деятельности, — становятся главными действующими силами, и уже не понятно — кто для кого создан, — говорит Роман Пастухов. — При этом мошенники, настоящие мошенники, в этой ситуации вполне могут выйти сухими из воды. Так как заранее просчитывают свои действия, юридически грамотно прорабатывают незаконные схемы, и, как правило, документально защищены».
Что касается либерализации уголовного законодательства, введения суда присяжных, тщательного расследования с исчерпывающей доказательной базой, глава предпринимательского сообщества не может этого не приветствовать. «Реализация таких шагов — одно из слагаемых уверенной предпринимательской деятельности и, в конечном итоге, одно из условий потепления делового климата в целом», — констатирует собеседник портала и добавляет: «Я бы прежде всего потребовал ясности в отчётности наших силовых ведомств. Когда в одну «статистическую кучу» (экономические преступления) сваливают и карточных мошенников, не имеющих отношения к предпринимателям, и банковских махинаторов, и чиновников, которые воруют бюджетные деньги и просто привлекают некие фирмы в свои схемы, но никаким предпринимательством не занимаются — то не очень понятно, сколько же реально осуждено именно настоящих предпринимателей? Тех, которые не вчера (специально, для схемы) зарегистрировали фирмочку, а работают годами и, бывает, (что ж греха таить) уклоняются от налогов или «кидают», грубо говоря, партнёров либо клиентов, то есть не исполняют обязательств по договорам, либо фальсифицируют сертификаты, подделывают продукты и т.д. и т.п.». Именно по этой категории предпринимателей следует вести отдельный детальный учёт, считает глава Союза, для того чтобы понимать, как развивается предпринимательская среда, уменьшается или растёт объём хищений и неисполненных договоров. «Последнее, кстати говоря, является неплохим «барометром» делового климата», — заключает Роман Пастухов.