Быть или не быть малому бизнесу?

В обсуждении принимали участие представители государства, финансовых организаций, эксперты. Высокие чины, от которых зависит принятие решений, замечены не были, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса». Между тем, малый бизнес впервые с момента основания еще в советское время (первые кооперативы появились в нашей стране во время перестройки, в конце 1980-х прошлого века) стал массово сворачиваться. Помощник депутата Государственной думы, в недавнем прошлом возглавлявший в городском парламенте комиссию по промышленности, экономике и собственности, Александр Ольховский напомнил, что во время кризиса конца нулевых годов тоже была сложная ситуация. «Но тогда между бизнесом и властью шел налаженный диалог, была разработана интересная программа, поставлен правильный и своевременный диагноз и беды удалось избежать, — сказал он. — Сейчас ситуация иная. Никто толком не знает, сколько же у нас действующих малых предприятий. Согласно статистическим данным, в отрасли работает порядка 1 миллиона 250 тысяч петербуржцев, своим трудом приносящих городу 28% доходов и создающих 29% валового регионального продукта. Непонятно, откуда взялись эти цифры, если все налоги в совокупности, которые предприниматели платят в бюджет, составляют всего 3% от общего объема поступающих налогов. К этому можно добавить еще 4% неналоговых доходов – плата за аренду помещений и земельных участков».
Возможно, чиновники сюда же относят налог на доходы физических лиц (НДФЛ), работающих в малом бизнесе, а он в городском кошельке составляет почти 40%. И если половина трудоспособного населения трудится в малых и средних компаниях, то и получаются те самые 27-28 процентов. Хотя простое деление объема НДФЛ пополам по числу работающих неверно в корне. Известно, что зарплаты в малом бизнесе, как правило, минимальные, а значит и НДФЛ минимальный. Впрочем, дело все же не в доходах, а в количестве рабочих мест, благодаря чему занятость населения в нашем городе до последнего времени продолжала сохраняться на высоком уровне. Однако сейчас, отмечает Александр Ольховский, с рынка уходят целые отрасли предпринимательства, например, небольшие кафе и столовые, а также туристические фирмы. Они первыми почувствовали падение доходов населения.
Печальную картину, нарисованную экспертом, скрасили представители банков, утверждающие, что в третьем квартале оживился рынок кредитования. Если в первом полугодии кредиты предпринимателям не выдавались вовсе, только реструктурировались уже взятые займы, то с июля появился спрос и банки сразу выдали на гора различные предложения. Есть надежда, что малый бизнес сумеет пережить и нынешний кризис.