Как правило, в таких согласованных действиях раньше обвинялись малые и средние предприятия, которые одновременно повышали цены на тот или иной товар. Причем, не учитывалось, есть ли тому объективные причины, как, например, неурожай, или скачок цен на энергоносители на международных рынках. Уголовно наказуемыми остались только картельные соглашения, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».
Еще одна новация — снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых составляет менее пятой части рынка, а индивидуальная — менее 8%. Правда, здесь еще нужны уточняющие поправки, считает руководитель Управления ФАС по Санкт-Петербургу Олег Коломийченко. «Например, географические ограничения. Ведь смотрите, в деревне два магазина, то есть доля у каждого 50%. И если цены на продукты у них одинаковые, то можно ли их объявить картелем и привлечь к ответственности? Ведь если брать не одну деревню, а область, то доля этих двух магазинов не превысит 5%», — заметил он.
Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появились смягчающие и отягчающие обстоятельства. Теперь при назначении штрафа ФАС будет пользоваться простой математикой: за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15% оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств – штраф будет уменьшаться на 1/8, при наличии отягчающих обстоятельств – увеличится на 1/8.
Более того, оборотные штрафы не будут взыскиваться по тем составам нарушений, при которых не происходит ограничения конкуренции. Таким образом, примерно в половине случаев «оборотный штраф» применяться не будет. За нарушения, которые не привели к ограничению конкуренции, вводится фиксированный штраф в размере 1 млн. рублей.