На прилавках торговых сетей с каждым годом все меньше продуктов, произведенных в северной столице

Об этом «Новостям м малого бизнеса» рассказали в пресс-службе Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурга. «Девять лет назад на розничном рынке продовольствия в Петербурге работало около восьми тысяч торговых точек. От ларька до супермаркета. Эти торговые точки зарабатывали только на торговой наценке. Поэтому стремились разместить на прилавках максимально возможный ассортимент. Боролись за покупателя. Покупали продукцию по отпускной цене предприятий-поставщиков, добавляли 20 — 40% и ставили на свои полки. В молочных лотках на полутора квадратных метрах размещалось по 120 наименований продукции, и вся она была востребована потребителями, — рассказывает вице-президент, исполнительный директор Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурге Игорь Подлипенцев. — Торговле хватало торговой наценки для развития, а пищевая промышленность была рентабельна».
За минувшие годы торговые сети заняли около 80% петербургского рынка. Первым следствием этого было перераспределение доходов. «Сети обложили промышленность данью за право доступа к потребителю. Формы этой дани всем известны: бонусы, принудительные скидки, навязываемые услуги, штрафы и тому подобное. Существенным же является переход торговли на совершенно другую модель хозяйствования. Основным источником дохода становиться паразитирование на реальном производстве под угрозой отлучения от рынка», — отмечает эксперт.
Вторым следствием доминирования сетей оказалось вымывание из ассортимента сетей продукции петербургских производителей. В результате предприятия, производящие продовольствие, в лучшем случае меняют собственников, а в худшем прекращают деятельность — «Парнас», Кронштадский мясокомбинат, «Петмол», «Стрелец», «Викториал», «Пулковский», «Мясная станица», в Ленинградской области это Приозерский, Бокситогорский, Лодейнопольский, Сосновский и Волосовский молочные заводы, Севзаппродторг.
«Директора еще работающих предприятий чудом и колоссальным перенапряжением сил находят дополнительные возможности, только чтобы только не останавливать производство. Пищевая промышленность, как и аграрно-промышленный комплекс в целом, не может быть ареной гладиаторских боев, потому что они — система жизнеобеспечения. Однако сегодня в этой системе жизнеобеспечения решения о том, какому заводу работать, а какому закрываться, принимают менеджеры торговых сетей», — подчеркивает Подлипенцев.
Между тем все участники процесса должны осознать, что обеспечение любой безопасности, тем более продовольственной, дело бесприбыльное. Более того, весьма затратное. И реализация такой безопасности неминуемо ведет к регулированию товарных потоков, считают в Союзе пищевиков.